Портрет эпохи: главные ценности поколения миллениалов

Список литературы

  1. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Дело, 2018. 
  2. Рассказова Е. И. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 81-87.
  3. Соколов В. А. Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов: магистерская диссертация. Екатеринбург: УрФУ.
  4. Солдатова Г. У. Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: ГСГУ, 2018. С. 374-379.
  5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 44-54.
  6. Солдатова Г. У., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться // Дети в информационном обществе. 2018. № 28. С. 26-37. 
  7. Arseneault L. Annual research review: The persistent and pervasive impact of being bullied in childhood and adolescence: implications for policy and practice // Journal of child psychology and psychiatry. 2018. Vol. 59. № 4. Р. 405-421. https://doi.org/10.1111/jcpp.12841
  8. Kato T. A., Kanba S., Teo A. R. Hikikomori: Experience in Japan and international relevance // World psychiatry. 2018. Vol. 17. № 1. Р. 105-106. https://doi.org/10.1002/wps.20497
  9. Martin-Perpina M. M., Poch F. V., Cerrato S. M. Media multitasking impact in homework, executive function and academic performance in spanish adolescents // Psicothema. 2019. Vol. 31. № 1. Р. 81-87. https://doi.org/10.7334/psicothema2018.178
  10. May K. E., Elder A. D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International journal of educational technology in higher education. 2018. Vol. 15. № 1. Р. 2-17. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0096-z
  11. Rosen L. Me, MySpace and I: Parenting the net generation. NY: PalgraveMacmillan, 2007.
  12. Saito Tamaki, Angles, J. Hikikomori: Adolescence without end. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2013.
  13. Strauss W., Howe N. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: Quill, 1991.
  14. Suwa M., Suzuki K. The phenomenon of “Hikikomori” (Social withdrawal) and the socio-cultural situation in japan today // Journal of psychopathology. 2013. № 19. Р. 191-198. 
  15. Valeriano Munoz A. M., Patino Delgado J. M. Desarrollo de las habilidades blandas en los estudiantes pertenecientes a la Generación Z. Lima — Peru: Universidad San Ignacio de Loyola, 2019.
  16. Wolke D., Copeland W. E., Angold A., Costello J. E. Impact of bullying in childhood on adult health, wealth, crime, and social outcomes // Psychological Science. 2013. № 24. Р. 1958-1970. https://doi.org/10.1177/0956797613481608
  17. Ybarra M. L., Espelage D. L., Valido A., Hong J. S., Prescott T. L. Perceptions of middle school youth about school bullying // Journal of adolescence. 2019. № 75. Р. 175-187. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.10.008

Финансирование. Публикуется при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-413-660013 р_а «Прогнозирование профессионального будущего студенческой молодежи в цифровую эпоху».

Кто это такие?

В США их называют миллениалами (Millenials), в России – поколением Y. Это люди, которые родились примерно с 1985 по 1997 год и взрослели в окружении бесконечной рекламы. Детство большинства «игреков» прошло без смартфонов, а юность затянула в мир цифровых технологий.

Поколения X, Y и Z

Характеристика личности

Пока маркетологи изучали миллениалов, те успели вырасти. Это уже не подростки на скейтах, а взрослые люди в возрасте 25–35 лет. Но это те взрослые, которые не спешат заводить семьи, хотят развиваться, любят свободу и живут «для себя».

Кто такие миллениалы?

Есть черты, которые объединяют миллениалов всех возрастов:

требовательные, самоуверенные, образованные (среди миллениалов больше выпускников вузов, чем в предыдущих поколениях); амбициозные, готовы к переменам, легко переезжают и меняют работу; творческие люди, для которых интересное дело важнее карьерного роста; не любят говорить по телефону, предпочитая общение в мессенджерах; страдают рассеянным вниманием: среднее время концентрации – 12–30 секунд; почти 24/7 пользуются интернетом и при желании найдут там что угодно

Миллениалы не привязываются к какому-то одному делу. Они не любят долгой упорной работы на результат, хотят получить все и сразу, рассчитывают на быстрый успех и высокую оценку своих достижений. Они часто меняют сферу деятельности, пока не найдут «свое». Поэтому среди «игреков» так много блогеров и фрилансеров.

Отношение к интернету: немного статистики

У большинства миллениалов остро развит синдром FOMO (Fear of missing out), или страх что-то упустить. Интернет всегда где-то рядом

Если представитель поколения хотя бы 15 минут не был онлайн, у него начинается жуткая «ломка» – кажется, будто что-то важное проходит мимо

У большинства миллениалов остро развит синдром FOMO

В 2019 году это подтвердила компания Google, проведя исследование с такими результатами:

  • у 87% миллениалов смартфон весь день находится в зоне видимости;
  • 87% используют 2–3 гаджета в течение дня;
  • 82% проверяют гаджеты сразу после пробуждения;
  • 78% проводят в смартфоне больше двух часов в день;
  • 70% спят с телефоном под подушкой.

В отличие от детей поколения Z, которые буквально росли со смартфонами в руках, у миллениалов еще осталась привычка заглядывать в планшеты и ноутбуки. Большая их часть проводит там весь рабочий день.

У миллениалов еще осталась привычка заглядывать в планшеты и ноутбуки

Типы миллениалов

Миллениалов делят на несколько типов.

Gadget Guru, или «Продвинутые»

Они зарабатывают на модных веяниях в современных технологиях, любят инновации и прогресс в цифровой сфере. Хотят быть успешными в бизнесе и открыты смелым идеям.

Clean and Green, или «Зеленые и пушистые»

Так называют борцов за чистоту окружающей среды. Тех, для кого забота о планете стала образом жизни. Иногда излишне агрессивно отстаивают свою точку зрения, особенно, если речь идет о защите прав животных.

Old-School Millennial, или «Консерваторы»

Эти миллениалы, скорее, напоминают представителей поколения Х. Они совсем не похожи на группу «Продвинутые». Инновации их, скорее, пугают и отталкивают.

Anti-Millennial, или «Антимиллениалы»

Эта группа людей не хочет относить себя к поколению миллениалов, игнорирует соцсети и современные гаджеты. Они предпочли бы перенестись в прошлое на машине времени, если бы она существовала. Часто предпочитают уединение.

Предел концентрации внимания представителей поколения Z — 8 секунд

Представители поколения Z эффективнее, чем мы с вами, подходят к процессу поиска нужной информации: опираются на уже проверенные ими источники, отдают предпочтение практическим инструментам, таким как тьюториалы или короткие лекции на TED, блокируя всё, что их отвлекает.

Поколение Z воспринимает интернет не как пространство, где можно бесконечно блуждать в поисках интересных открытий, а как прикладной инструмент для решения конкретных задач.

Контент, который вы адресуете поколению Z, должен быть кратким, простым и сфокусированным на главном сообщении. Попробуйте сделать простое упражнение — расскажите об идее бренда или рекламной кампании в формате 6 секунд Vine, фотографии в Instagram или поста в Snapchat. Лаконичность — главное правило, которым нужно руководствоваться, создавая контент. Он должен быть простым, коротким и с визуализацией.

Вряд ли вам удастся сделать это с первого раза, но в будущем, когда навык будет освоен, вы сможете бесконечно тестировать и развивать тот тип контента, который получит наибольший отклик у аудитории.

Один из главных инструментов сокращения информационных сообщений — визуализация. Чтобы общаться с тинейджерами на одном языке, нужно научиться улавливать смыслы и тренды, спрятанные между эмодзи, гифками и стикерами.

Визуальная подача делает сообщения абстрактными, допускает разные интерпретации. Не имеет смысла тестировать их на тех, кто не относится к вашей целевой аудитории, — скорее всего, они воспримут информацию по-своему.

Тинейджеры думают, что смогут исправить ошибки предыдущих поколений и изменят мир к лучшему

Ну да, они же дети. «Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Хей, Арнольд», «Дети шпионов», «Гарри Поттер» и «Пипец» — во всех странах и во все времена подростки хотят изменить мир и верят в свои силы. 

Отличие поколения Z от всех предыдущих не в их надеждах и страхах, а в возможностях, которыми оно обладает.

Поколение Z — Зуммеры

Зуммеры родились в двухтысячных (2000 – 2011), они не видели мира без интернета и компьютеров. Название поколения образовано от английского слова zoom — увеличивать, приближать, потому что это поколение людей буквально с рождения осваивает функцию «зум» на смартфоне, отсюда слово «zoomer».  Сейчас самым взрослым представителям этого поколения 21-22 года, и время их взросления пришлось на довольно благополучный период, по крайней мере, если сравнить их с тихим поколением.

Сильнее всего на зуммеров России повлияли: цифровизация, несменяемость власти, отсутствие чётких перспектив. Если для миллениалов гаджеты — инструмент решения задач, то для их детей — часть реальной жизни. Интернет — это место знакомства, работы, проведения досуга, неотъемлемая часть повседневного быта. Они видят через него весь мир и могут показать себя миру, нажав пару кнопок на смартфоне. Черты этого поколения пока не проявились в полной мере и согласно теории Штрауса—Хоу между тихими и зуммерами много общего. В первую очередь:

Опосредованные знания о мире. Бабушки и дедушки нынешних подростков черпали знания из книг, а сейчас эту роль выполняет ютуб и статьи в интернете. Так или иначе, живому опыту чаще всего предпочитается чужой контент. Не пойти в интересное место — а посмотреть ролик о нём.
Одиночество

Общение в основном протекает в сети, личные, живые контакты весомому проценту зуммеров, кажутся смущающими.
Осторожность. Тихое поколение держало язык за зубами, потому что необдуманное высказывание могло стоить жизни или свободы

Нынешнее поколение прекрасно знает, что любой твой поступок или слово могут оказаться в сети. Цифровая прозрачность выступает здесь аналогом репрессий или войны, только если раньше мерилом была идеология, теперь это лидеры мнений и сообщества их поклонников. Как таковых общих идеалов у поколения Z пока нет.

Интересно, что по мнению некоторых исследователей у поколения Z меняется тип памяти. Если раньше запоминали информацию, то сейчас запоминают путь к ней. То есть нынешние подростки лучше запоминают запрос в гугле привёдший их на нужную страничку, чем саму страничку. Зуммеры многозадачны и продуктивны, они могут делать несколько дел одновременно, но у этого умения есть и обратная сторона — проблемы с концентрацией.

Педагоги сейчас много говорят о клиповом мышлении, неумении сконцентрироваться на чём-либо без мгновенного результата. У поколения зуммеров есть доступ к невероятному количеству знаний, такого не было ни у кого до них, но они тратят на развлечения и пустое общение больше времени, чем миллениалы.

Отличительные черты поколения Z:

  • рано начинают зарабатывать, активно используя интернет в работе,
  • употребляют меньше наркотиков и алкоголя,
  • чаще страдают от депрессии,
  • толерантны,
  • заботятся об экологии,
  • плохо концентрируются,
  • не расположены к диалогу с предыдущими поколениями, предпочитая дистанцию.

Что же они делают все это время?

С 2000 по 2015 год количество подростков, которые каждый день встречаются с друзьями. сократилось более чем на 40%, этот спад был особенно сильным в последнее время. И это значит не только меньше посиделок с друзьями, но и меньше выходов просто погулять — во двор, на площадку — все это сменилось виртуальным пространством в приложениях и сети.

Вы можете предположить, что эти новые технологические штучки делают подростков счастливыми, но большинство исследований показывает, что это не так. Национальным институтом по наркотической зависимости был проведен масштабный опрос под названием Monitoring the Future. Каждый год, с 1975 года на анкету с тысячей вопросов отвечали старшеклассники американских школ. В анкете спрашивали о том, насколько подростки счастливы, и как они проводят свободное время. Результаты очевиднейшие: дети, которые проводят время со смартфоном, менее счастливы, чем те, кто не смотрит в экран. И нет ни единого исключения — все виды активности в сети связаны с несчастливым ощущением. Восьмиклассники, которые проводили в интернете десять часов в неделю, на 56% несчастнее, чем те, кто этого не делал. И наоборот: те, кто проводил в среднем больше времени, лично встречаясь с друзьями, на 20% счастливее, чем те, кто этого не делал.

Влияние технологий на подростков — данные масштабного исследования

У родителей нет единого мнения о влиянии гаджетов и интернета на детей: одни считают, что время на технологии нужно ограничивать, другие в детской активности в сети не видят ничего страшного.

А что же говорят ученые? Своими данными и выкладками делится Джин М. Твенге, профессор психологии Государственного университета Сан-Диего, которая занимается исследованиями поколенческих различий на протяжении 25 лет. Об этом Джин М. Твенге написала книгу «iGen: Почему нынешние подростки с «суперподключением» растут менее бунтарскими, более толерантными, менее счастливыми и совершенно не подготовленными к взрослой жизни, и что это значит для всех нас».

Обычно черты, определяющие то или иное поколение, появляются постепенно. Миллениалы, например, крайне индивидуалистичны, но эта характеристика усиливалась еще со времени бэби-бумеров. Во время моих исследований я привыкла к постепенно повышающимся и понижающимся кривым графиков, пока не начала исследовать поколение Z, детей, которым сейчас 13 лет. В 2012 году я обнаружила резкий сдвиг в поведенческих и эмоциональных паттернах подростков, многие яркие характеристики миллениалов стали исчезать. В данных, которые я накопила за эти годы, — а некоторые из них тянутся еще к 1930-м — я никогда не видела ничего подобного.

Что бы я посоветовал таким, как Люси:

Оставаться такими же амбициозными. В мире хватает возможностей реализоваться, нужно лишь брать
и делать. Может быть, все получится не так, как вы планировали, но что-то точно получится. Главное — делать.

Перестать считать себя особенными. Правда жизни в том, что вы неопытный молодой человек,
которому пока что нечего предложить миру. Чтобы это появилось, нужно трудится, долго и изо всех сил.

Не смотрите по сторонам. Сейчас ничего не стоит создать себе образ состоятельного и успешного
человека. Если ваши друзья и знакомые кажутся успешными, не спешите делать выводы. Возможно, они просто держат Айфон
под правильным углом. Вам же нужно заниматься своим делом честно и от души — тогда не будет причин завидовать
другим.

Перевод: Максима Ильяхова, редактор Больших Планов

Почему важно изучать поколение Z

Во время пандемии COVID-19 миллиарды людей использовали интернет для работы, учебы и общения с близкими. В этих условиях компании вынуждены были немедленно приступить к цифровой трансформации, о которой столько говорилось в последние годы. Успешными оказались именно те бизнесы, которые смогли перевести свою деятельность в онлайн. Причем многим потребителям новые цифровые возможности — от домашних фитнес-тренировок до доставки продуктов — показались даже более приятными и удобными, чем привычный формат.

Для поколения Z в этом нет ничего нового. Они не делают особого различия между реальным и цифровым миром и привыкли легко перемещаться между ними. Благодаря свободному владению технологиями они возглавляют этот тренд и формируют новую парадигму онлайн-опыта.

Цифровые аборигены в деловом мире

Идея цифровых аборигенов стала популярной среди педагогов и родителей, чьи дети подпадали под определение цифрового аборигена, данное Пренски. В контексте бизнеса нативная цифровая технология была воспринята как новый и потенциально прибыльный способ сегментирования потребителей с целью маркетинга

Многие стратегии направлены на то, чтобы привлечь внимание цифровых аборигенов, хотя часто эти попытки сводятся к базовому маркетингу с добавлением еще нескольких модных словечек

Именно акцент на цифровых аборигенах побудил многие бренды использовать социальные сети в качестве основной маркетинговой платформы и проводить игровые акции. Другие маркетинговые советы по охвату цифровых аборигенов включали в себя копание в рекламных данных для понимания, обращение к желанию и множество других базовых идей, которые применимы к маркетингу для всех, независимо от того, были ли они знакомы с технологиями в детстве.

В последние годы, тысячелетняя категоризации обогнала использование цифровой родной в качестве маркетингового сегмента, но многие характеристики и методы остаются теми же.

Поколение тоста с авокадо

Вы, наверное, видели тост с авокадо, который у всех ассоциируется с миллениалами. Сейчас я объясню, откуда он взялся.

Первый стереотип, который связывается с миллениалами, — что мы помешаны на себе. Говорим только о себе, думаем только о себе. Ничего не хотим узнавать про мир, только постим фотки в Instagram. Но ведь само понятие «миллениал» изобрели не миллениалы, а кто-то из старшего поколения. Так кто же действительно одержим миллениалами?

Второй стереотип — что мы не можем ни на чем сосредотачиваться подолгу. С одной темы прыгаем на другую, все время хотим как-то развлекаться. Нам надо, чтобы перед глазами все время что-то мелькало. Мы не можем читать книги — только социальные сети.

Третий стереотип — что мы такие хрупкие снежинки, такие эмоциональные, вообще не справляемся под давлением, о нас нужно заботиться. То есть мы не можем сами жить свою жизнь, мы вообще не знаем, что происходит во взрослом мире.

Четвертый — что мы высокомерные, зажравшиеся и ждем, что нам что-то достанется бесплатно только потому, что мы родились. Будто мы считаем, что нам должны дать работу, место, где можно жить, и постоянные развлечения.

И последний — этот тост с авокадо. Не мясо, не картошка, не торт, а какая-то дешевая штука, которая даже голод не утолит, но просто выглядит как-то прикольно. Так характеризуют наш стиль жизни.

Нил Хау (Neil Howe) и Уильям Штраусс (William Strauss)

Историки, писатели, авторы теории поколений, которая описывает историю Америки как последовательное чередование четырехчастных поколенческих циклов. Согласно этой теории, представители каждого поколения разделяют некоторые общие ценности, убеждения и модели поведения. Термином «миллениалы» Хау и Штраусс обозначили людей, родившихся в 1982 году и достигших совершеннолетия к 2000 году

Джин Твинги (Jean Twenge)

Психолог, писатель. Ввела термин «iGen», которым обозначила людей, родившихся в период с середины 1990-х по середину 2000-х. Это первое поколение (также называемое «поколением Z»), не знающее жизни без смартфонов.

Первое из ныне живущих поколений — поколение Второй мировой. Они сами себя назвали «величайшим поколением» — название связано с тем, что им пришлось преодолеть. После «величайшего поколения» были беби-бумеры. Это самое многочисленное поколение в Америке, ему принадлежит культурная доминанта: все рождественские песни придуманы им. Его название связано с демографией. С поколением X мы впервые заходим в сферу маркетинга: его еще называют поколение Pepsi.

После поколения X люди стали интересоваться ценностями поколений. Так появились термины «миллениалы» — его придумали Нил Хау и Уильям Штраусс — и «iGen» (или поколение Z) — его придумала Джин Твинги. Эти люди приходят в компанию и за 10 тысяч долларов в час рассказывают, как продавать товары представителям этих поколений. Поколения стали просто бирками на товарах. Джин Твинги дала название iGen своей консалтинговой компании и своей книге — хотя сама она даже не миллениал, она из беби-бумеров. Они просто наживаются на названиях поколений!

Миллениалы — первое поколение, распространенное по всему миру. «Величайшее поколение» было только в США, в Германии и Японии его не было, а миллениалы есть везде. Даже среди мигрантов; особенно среди них. Распространенная ошибка — считать, что принадлежность к поколению миллениалов определяется доступом к ресурсам и потребительскими привычками. Однако человек, который все бросил, приехал в другую страну, чтобы работать за мизерную плату, на 100% миллениал, потому что миллениалами нас делает не тост с авокадо, а конкуренция на рынке труда и необходимость взаимодействовать с крупным международным капиталом.

Появление социальных сетей

Немногие знают, что понятие «социальная сеть» появилось в 1954 г. Ввел его социолог Джеймс Барнс. Тогда это явление не имело ничего общего с интернетом и толковалось так:

Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

Если говорить простым языком, то социальная сеть — это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи.

С появлением интернета (1969 г.) научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.

Пандемия — момент, определяющий сознание поколения

Согласно теории поколений, разработанной американцами Нейлом Хоу и Уильямом Штраусом, временные циклы связаны с характерными особенностями и взглядами людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. Проще говоря, у людей, проживавших в одно и то же время, взгляды на жизнь, воспоминания, социальный опыт, система ценностей, фундаментальные события, оказавшие влияние на судьбу, окажутся схожими. Появление теории во многом обусловлено экономическими «качелями»: подъем, инфляция, стабильность, дефолт — и так по кругу: все это влияло и продолжает влиять на формирование личности и ощущение человека в мире.

В среднем поколения сменяются раз в 20 лет, именно поэтому между людьми, у которых не очень большая разница в возрасте, может лежать пропасть непонимания. Каждые четыре поколения модели поведения повторяются, и цикл запускается по новой.

У каждого поколения есть свой момент, определяющий сознание — это историческое, политическое или социальное событие, которое оказало колоссальное влияние на людей. Ключевой момент должен соответствовать двум критериям: во-первых, произойти в период становления поколения — в детстве или ранней юности (чтобы одновременно запомниться и успеть повлиять на не до конца сформировавшиеся взгляды), во-вторых, повлечь за собой мощное эмоциональное потрясение, которое отразится на будущей жизни людей.

У поколения 1925–1944 годов таким событием стала Вторая мировая война: несмотря на современные реалии, люди этого поколения до сих пор остаются очень бережливыми, предпочитают скорее починить вещь, чем купить новую, с почтением относятся к еде и всегда имеют запасы на черный день. У миллениалов таким событием принято считать 11 сентября 2001 года, когда общество всколыхнула волна терактов, изменившая представление о безопасности и мире. Задайте представителям разных поколений вопросы «После какого события мир перестал быть для вас прежним?» или «Где вы были, когда…?» — и вы с высокой точностью определите их дату рождения.

Специалисты Center for Generational Kinetics, помогающие бизнесам лучше понять свою целевую аудиторию с помощью поколенческого подхода, считают, что переломным событием для «зетов» — самого молодого сейчас работоспособного поколения — стала пандемия коронавируса. Согласно исследованию, в котором приняли участие как младшие «зеты»-школьники, так и более старшие представители поколения, уже устроившиеся на работу, COVID-19 и связанные с ним ограничения повлияли на все сферы их жизни. Дистанционное обучение, недостаток очного общения со сверстниками, длительное нахождение в изоляции, более тесный контакт с семьей, перемещение важных жизненных событий (выпускной, поступление, собеседование на работу) в онлайн, невозможность путешествий, проблемы с финансами — все это уже сказалось на системе ценностей молодежи и отразится не только на самом поколении, но и на будущем нашего мира.

Социальная экономика

Поколение пандемии: как локдаун повлияет на современных детей

Цифровые технологии как часть идентичности

Зумеры верят в положительное влияние технологий на мир гораздо сильнее, чем представители других поколений: 64% считают, что искусственный интеллект — это благо, а 66% думают, что интернет сблизит людей. Когда респондентов этой возрастной группы попросили назвать ключевую ценность для их поколения, они оценили продвинутость в технических вопросах (19%) почти так же высоко, как свободу (22%).

Что еще известно о связи поколения Z с технологиями?

  • 58% зумеров сложно провести более 4 часов без доступа в сеть;
  • 64% представителей поколения Z считают, что через пять лет их деятельность будет связана с интернетом;
  • у 56% есть виртуальный друг, с которым они никогда не встречались в реальном мире.

«Поколение Z — это самая быстрорастущая группа сотрудников, клиентов и избирателей, — отметил Джейсон Дорси, президент Центра изучения поколений. — Три последних исследования показали, что зумеры мыслят и действуют совершенно иначе по сравнению с их предшественниками. Их способность быстро ориентироваться в изменениях и желание оказывать положительное влияние на окружающий мир сочетается с более высокими ожиданиями от технологий и организаций».

Фото: Unsplash

Подростки тратят на общение в социальных сетях в среднем 7 часов в день

Помните фильм «Она» с Хоакином Фениксом? В основе сюжета — роман человека и компьютерной операционной системы. Время действия — примерно 2025-й год. Герой Феникса — как раз представитель поколения Z. На мой взгляд, вполне реалистично.

За рубежом компании, чей бизнес ориентирован на детей и подростков, уже довольно активно используют этот инструмент. Disney предлагает поболтать в Facebook Messenger с Miss Piggy — персонажем популярного The Muppet Show. Бренд Vans делится классными видео, стоит только его попросить. При запуске третьей части фильма ужасов «Астрал» можно было переписываться с главной героиней, которая рассказывала в сообщениях чата, что с ней происходит, присылала фотографии и видео.

Особенности ценностно-смысловой сферы представителей цифрового поколения

Следует отметить, что у поколения Z происходит сужение круга интересов, а представления о работе, отдыхе и общении связаны исключительно с использованием технических средств, что вызывает беспокойство у их родителей и педагогов. В ситуациях, когда гаджеты не используются при живом общении с человеком, личность испытывает состояние замешательства, тревоги. В жизни целого поколения появился предмет, и, как пишет А. Гринфилд, он «…стал последним предметом, на который мы смотрим каждую ночь перед тем, как заснуть, и первым, за которым мы тянемся спросонья. Мы используем его, чтобы знакомиться с людьми, общаться, развлекаться и находить дорогу. С его помощью мы покупаем и продаем вещи. Мы полагаемся на то, что он зафиксирует места, в которых мы бываем, вещи, которые делаем, и людей, с которыми общаемся; мы рассчитываем на то, что он поможет нам убить время, заполнить установки и паузы, которые некогда занимали такую большую часть нашей жизни» (Гринфилд, 2018, с. 19–20).

Одним из парадоксов цифровой социализации является феномен, не имеющий национальной окраски, — одиночество, состояние, которое не покидает человека даже в окружении родных и друзей. Цифровое общество порождает поколение людей, для которых одиночество является средством спасения от неиссякаемого потока информации. Ускоренный темп жизни не позволяет личности устанавливать глубокие межличностные отношения, наслаждаться непосредственным общением. В пиковые периоды одиночества личность склонна к поиску объектов для отвлечения внимания от своего состояния. Самый простой способ — социальные сети и мобильный телефон. Таким образом, общение в Интернете помогает личности избавиться от ощущения одиночества, а при чрезмерном его использовании, уходе от проблем реальной жизни в виртуальный мир может вызвать сложности в управлении своей жизнью.

По теории Tamaki Saito (Saito & Angles, 2013), в обществе распространяется такая категория людей, как «хикикомори» (яп., букв. «нахождение в уединении»), или хикки, которые добровольно пребывают в уединении и отказываются выполнять ожидания общества, при этом проживая совместно со своими родителями или родственниками, с которыми они не хотят общаться (Kato, Kanba, Teo, 2018). При этом в восточных источниках указывается на «первичных хикикомори» — молодежь, у которой нет серьезных психопатологических диагнозов, и «вторичных хикикомори», к которым принадлежат лица, страдающие от множества тяжелых психических расстройств, включая аффективное, тревожное и обсессивно-компульсивное расстройства, а также расстройство личности (Suwa, Suzuki, 2013). Благодаря распространению информации в Интернете мода на стиль жизни хикикомори начинает охватывать различных людей вне зависимости от страны проживания. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: