«деньги, деньги, дребеденьги»: почему новое поколение умнее, чем о нем принято думать

Вариант 1

Жизненный опыт – это накопленные поколениями знания и умения, выводы. Ошибки, допущенные нашими предками, и сделанные на их основе выводы – это тоже опыт. Говорят, что учиться лучше на чужих ошибках. Незачем еще раз изобретать колесо, если это уже сделано до нас. Используя имеющийся багаж знаний, нужно двигаться вперед. Этому способствует опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он является основой, фундаментом, на нем строится новое знание. Примерами могут служить ситуации, описанные в художественных произведениях.

Наглядным примером преемственности поколений является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Братья Кирсановы вступили во взрослую жизнь, имея перед глазами жизненный опыт своих родителей. Павел Петрович продолжил семейную династию и стал военным. Николай Петрович женился и стал помещиком. Он в своем хозяйстве пробует применять нововведения, но в основе все же использует опыт предыдущих поколений. Эти же понятия о жизни он передал своему сыну. Кирсановы соблюдают семейные традиции, дорожат дворянской честью. Аркадий выбрал в жены девушку, похожую на мать. Отдав дань модным веяниям в студенческие годы, он будет жить помещиком в имении. Он так же, как отец, любит литературу, природу, музыку. Так же он будет заниматься хозяйственными делами, воспитывать детей. Тургенев подчеркивает незыблемость этого порядка вещей, противопоставляя Кирсановым нигилиста Базарова. Жизненный опыт объединяет поколения, сохраняя то лучшее, что смогли понять предки. Благодаря такой преемственности живет народная культура, мировоззрение, человеческие ценности, семейные традиции, память о предках. Связь между поколениями не должна прерываться, чтобы люди помнили о своих корнях, не повторяли ошибок и двигались вперед по пути развития.

Роман-эпопея М.А. Шолохова рассказывает историю жизни казацкой семьи Мелеховых. Пантелей Прокофьевич, глава семейства, заботится о сохранении традиций, нравственной основы жизни. Он всю жизнь жил своим трудом. У них было большое хозяйство. Они пахали землю, косили сено, ловили рыбу. Мужчины обязательно ходили на военную службу. Женщины смотрели за домом, воспитывали детей. Свой опыт Пантелей Прокофьевич пытается передать детям. Он хочет, чтобы они поняли, что земля и семья – главное в жизни. Только все рушится. Сын Григорий бросает законную жену и уходит с любовницей. Сноха Дарья, проводив мужа на службу, изменяет ему с другими казаками. Пантелей Прокофьевич всеми силами пытается склеить семью. Роман начинается с разговора отца и сына, в нем П.П. объясняет ему, что с соседями нужно жить дружно, что на чужих жен нельзя заглядываться. Не приведет это к добру. В том, что отец прав, Григорий в дальнейшем убедился. Брошенная им жена погибла, пытаясь избавиться от беременности. Дарья утопилась, когда поняла, что заразилась нехорошей болезнью. Горе и боль принесли семье необдуманные поступки. В конце произведения Григорий возвращается в родной дом, где его ждет маленький сын. Он понимает всю тщетность своих метаний. Если бы он сразу прислушался к советам отца, поддержал его стремления, то многих ошибок ему удалось бы избежать. Проживая жизнь, человек сохраняет знания предков и накапливает собственный опыт, на этом держится мир.

Подводя итог, можно сказать, что жизненный опыт поколений помогает избежать трагических ошибок и принимать правильные решения. Благодаря знаниям предков, передаваемым от поколения к поколению, сохраняется родовая память, семейные традиции. Опыт предыдущих поколений лежит в основе достижений ныне живущих.

А что если есть сила, которая выше нас?

Что касается силы нашей мысли разобрались. Она есть, она сильная и могущественная. Но, что если человек не в состоянии управлять своим разумом. Если не получается перепрограммировать мозг и заставить его работать в правильном направлении. Тогда человек обращается к невидимой силе.

Силе, которая может сделать все то, о чем мы просим так долго, в несколько раз быстрее. Конечно, мы и сами многое можем. Мы без особого труда можем силой мысли заставить исполниться нашу давнюю мечту. Фразы типа:

  • Было бы желание, все получится…
  • Нужен четкий план…
  • Нужно поставить четкую цель и тогда все получиться…
  • Итд, их много.

Все они в разной обёртке, но несут одинаковый смысл. Мы сами пекари или кузнецы (как хотите) своего счастья. Кто — то отправляет эти желания в космос. Кто — то просит помощи у Бога, другие просто копаются в себе.

Все мы рано или поздно обращаемся за силой куда-то. Значит, есть такая сила. Сила, которая способна взбодрить наш мозг. Да, именно взбодрить, и мы начинаем делать все то же самое что делали до этого, но с более грамотным подходом.

Все получается, мы плавно подходим к своей желанной цели. И если раньше все шло не так как нам хотелось, то сейчас все получилось. Значит, невидимая сила нам помогла? Или постоянная работа над собой и своими мыслями сделали свое дело?

Вариант 2

Жизненный опыт включает в себя знания, умения, достижения, а также ошибки и промахи. Возможно, что ошибки по своей значимости не уступают достижениям. Они дают возможность последующим поколениям понять, как не нужно делать. Память о значительных событиях люди хранят и передают своим детям. Одним из таких событий является война. Она дает страшный, жестокий опыт, являясь одновременно нравственной опорой. Память о ней, передающаяся из поколения в поколение, помогает людям понять, что нужно беречь мир. Война не должна повториться. Эту мысль доказывают примеры из художественной литературы.

 Ключевой фразой в произведении А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» являются слова « Ненавижу войну!». Их часто повторяла мама главного героя, подростка Пети. Война закончилась, но свидетели тех лет, еще жили в одном доме с Петей Перовым. Однажды он разговорился с соседкой, живущей на первом этаже, Надеждой Емельяновной.  Он знал, что в годы войны у нее погибла дочь, красавица Таня Ткачук. В нее были влюблены все мальчики их класса. Они писали ей письма, которые мать до сих пор бережно хранила. Надежда Емельяновна попросила Петю разыскать одноклассников дочери. Так Петя познакомился с классным руководителем Тани и ее одноклассников Екатериной Ильиничной. Оказалось, что все они тоже погибли на войне. Автор показывает, как душа подростка отзывается на чужую боль. Он повзрослел за несколько дней. Мемориальная доска, которую он установил в своем доме, — это поступок зрелого человека. Он хорошо усвоил жизненный опыт предыдущего поколения. Теперь он так же, как его мама, ненавидел войну, которая лишила жизни будущих академиков, музыкантов и просто хороших парней и девушек. Война не должна повториться, матери не должны хоронить своих детей. Об этом говорит рассказ Алексина.

 Ю. Яковлев считал, что нет на свете ничего страшнее забвения, потому что оно лишает людей нравственной опоры, которая необходима для продолжения жизни. Об этом он много говорит в своих произведениях. Главная героиня рассказа «Девочка с Васильевского острова» Валя Зайцева дружит с Таней Савичевой, умершей в блокадном Ленинграде. У них много общего. Таня когда-то жила в Валином доме, в соседней квартире. Взрослые удивлялись этой странной дружбе, а Валя чувствовала неразрывную связь с девочкой, которая жила еще до ее рождения. Вале сейчас столько лет, сколько было Тане, когда она умирала в блокадном городе. Автор подчеркивает связь поколений, которая осуществляется благодаря маленькой девочке. Дневник своей ровесницы Валя читала с содроганием сердца. Она понимала, что с каждой новой страницей в Тане остается все меньше жизни. Девочка из блокадного Ленинграда рассказывала тем, кто будет жить после нее, страшную историю смерти своей семьи. Девочка Валя, родившаяся в мирное время, каждой частичкой души ощущала эту боль. Этот трагический опыт нужен, чтобы не угасала память о том, что такое фашизм. Яковлев считал, что память о войне нужна подрастающему поколению «ради строительства человека в себе».  Человек должен уметь чувствовать и понимать боль других людей, чтобы сохранилась жизнь на земле. И эту память нужно передавать из поколения в поколение, чтобы не повторилась война.

 Подводя итог, можно сказать, что никто не застрахован от ошибок, но они не должны повторяться. Негативный опыт – это тоже опыт. Задача людей – рассказывать об этом своим детям. Война – это самая страшная ошибка на свете, о которой нельзя забывать. Память об этом трагическом опыте не должна исчезнуть вместе с поколением, пережившим Великую Отечественную войну.

Лучшие цитаты Стива Джобса о бизнесе и технологиях

  1. Бесполезно приглашать толковых работников, а потом указывать, что делать. Мы нанимаем профессионалов, чтобы услышать от них, что делать нам.
  2. Дизайн – это не то, как вещь выглядит, это принцип ее работы.
  3. Моя бизнес-модель, как группа «Beatles»: четыре парня следили за негативными проявлениями друг друга, оставаясь в равновесии. И итог их работы оказался больше просто суммы отдельных частей.
  4. Есть люди, которые ставят деньги на первое место, обычно им не суждено разбогатеть. Богатства достоин только талантливый, удачливый человек, который не думает все время о деньгах.
  5. Я один из немногих, которые понимают, каково это: за год потерять четверть миллиарда долларов. Это отлично формирует личность.
  6. Можно просто сидеть и наблюдать, чтобы увидеть всю безграничность мышления. Если попытаться его успокоить, станет только хуже. Проходит время, и мышление успокаивается само, а человек учится его контролировать. В этот момент просыпается интуиция, и все вокруг видится гораздо более ясно, чем прежде.
  7. Мы едим пищу, выращенную другими людьми, носим вещи, сшитые другими людьми. Мы говорим на языках, которые были придуманы не нами, используем математику, и ее тоже создавали другие люди. Думаю, здесь нет никакого секрета. И это отличный повод создать что-то полезное для человечества.
  8. Компания будет называться «Яблоко», если к 5 часам у вас не появится идея получше!
  9. Технологии – ничто. Изначально важна и правильна только вера в людей. Дайте им инструменты, и с их помощью они создадут прекрасные вещи.
  10. Компьютеры – это как велосипед, только он создан для нашего сознания.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Как формируются стереотипы?

Механизм формирования установок сложный. Они не могут появляться в один момент. Необходимо время, опыт, последовательность тех или иных ситуаций и обстоятельств.

Стереотипы всегда формируются в обществе, группе лиц, объединённых общими признаками. Например, в коллективе людей определённой профессии могут работать одни установки, но в другой среде они действовать не будут.

Встречаясь с человеком определённого статуса, возраста, профессии мы ожидаем от него конкретных поведенческих реакций. Например, мы испытываем желание помочь бабушке донести сумки, потому что уверены в её немощности.

Если нам говорят о том, что предстоит встреча с 70-летней женщиной, которую мы никогда не видели, то мы уже представляем её образ. Реальность может нас разочаровать. На встречу придёт энергичная и активная дама, которую трудно назвать старой. Но наш опыт помог сознанию сформировать ложное представление о незнакомом человеке.

Стереотипы – комплекс правил, норм, они часто ошибочны, неверны. Но именно они руководят человеком. Мы вешаем на личность ярлык, не видя и не зная его лица, характера, способностей. Нам удобно воспринимать мир таким, каким мы его представили. Отказываться от сформированных картинок, не хочется. Ведь тогда придётся ломать систему, действовать по-другому, то есть выходить из зоны комфорта.

Стереотипы могут быть сформированы под влиянием отсутствия информации. Если нашему сознанию не хватает знаний, мы пытаемся заполнить проблемы. Мозг ищет всё то, что пригодится для заполнения пустот.

Мы воспользовались готовым стереотипом, чтобы хоть как-то унять тревогу по поводу выбора сына. Реальность разочарует нас либо подтвердит догадки.

Таким образом, формируются все стереотипы. В их основе – многовековое наблюдение, опыт, выводы поколений. Чтобы доказать данный факт, приведём ещё один пример.

Представьте, что вам говорят о рабочем завода. Какой образ вы себе придумали? Человек, наверняка перепачкан, в рабочей спецовке, с сильными руками. На деле к вам выйдет чисто одетый молодой человек. Заводское оборудование давно автоматизировано. Сейчас мало кто разгуливает по цехам в грязной робе. Но стереотип сыграл злую шутку.

Стереотип: польза

Личности, которые привыкли следовать такому шаблону мышления, как стереотип в принятие решений живут спокойной, удобной и полноценной жизнью. Используя шаблоны поведения, личность получает ряд преимуществ:

  • способен ускорит оценку и принятие решений, поэтому человек быстро работает;
  • разум меньше устаёт, сохраняя много нерастраченной умственной энергии. Мозг при оценке информации применяет каждый известный ему стереотип, а не свои силы;
  • человечество подсознательно пользуется этими шаблонами в решение и оценки ситуаций. Личность, предпочитающая использовать стереотипное мышление, образует социальные группы, к которым могут присоединиться новички.

7 ключевых признаков критического мышления

Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.

1. Гибкость

Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.

Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.

2. Логичность

Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.

3. Социальная ориентированность

Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.

Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.

4. Обоснованность

Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.

5. Беспристрастность

Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.

Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.

6. Последовательность и системность

Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.

7. Самостоятельность

Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение

Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения

Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?

  • Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего.
  • Молодежь прекращает отождествлять себя со своими отцами и дедами, полностью отвергая их авторитет и опыт. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения.

Непонимание детей и родителей

  • В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Дети, как правило, учились ремеслу отца и в процессе такого обучения перенимали его мировоззрение. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению.
  • Старший человек всегда означало «мудрый человек», так как источником знаний был только жизненный опыт. Поэтому дети никогда не состязались с родителями в знаниях и мудрости. И у молодых людей не было возможности заявить о своей индивидуальности.
  • Развитие общества дало детям возможность учиться. И если раньше существовал лишь один способ узнать что-либо – это спросить у старшего поколения, то в дальнейшем у молодежи появились другие источники обретения знаний. Постепенно отношение молодого поколения к старшим людям трансформировалось в менее почтительное.

Исследователи определили главные факторы, которые являются причиной конфликта поколений и возникновения социокультурной дистанции между старшими и младшими:

  • Изменение социальных условий.
  • Несовпадение жизненных приоритетов.
  • Снижение в обществе социального статуса пожилого человека.
  • Изменения условий труда в результате научно-технического прогресса.
  • Психологические особенности людей разного возраста.
  • Снижение значимости опыта предыдущих поколений из-за новых возможностей получения информации.

Конфликт поколений не дает понять друг друга

  • Для современного общества характерно непрерывное внедрение инноваций, которые периодически перестраивают сложившиеся традиции и нормы. И многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются социальной и культурной нормой.
  • Психологи уверены, что проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. Каждое новое поколение живет, опираясь на результаты и опыт всех предшествующих. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и категорически отвергают то, что, по их мнению, устарело.

«Куда бы вы ни пошли, всегда следуйте туда всем сердцем»

Сулиман / Pexels.com

В обществе, которое продолжает преследовать материальные достижения, а не духовное превосходство, это та самая цитата, которую мы должны всецело принять к сведению.

Своими словами Конфуций еще раз напоминает нам, что к чему бы мы ни тяготели – даже к этому глубоко укоренившемуся призванию, которому нам якобы нужно следовать, – мы должны идти по этому пути с наполненными сердцами. Мы не должны принижать себя и покоряться неуверенности. Вместо этого мы должны подняться «с коленей» и уверенно продолжать путь с верой в себя.

1Gai.Ru / Shutterstock.com

Конфуций также предлагает признать, что наше счастье, самооценка и чувство удовлетворения – это не неуловимые вещи, которые мы должны преследовать. Они не привязаны к месту назначения в будущем; мы несем их во всей полноте в процессе нашего пути. Мы будто раскапываем их и достаем изнутри со словами: «А вот и вы».

Как применить: Позвольте себе притягиваться к тому, к чему призывает вас сердце. Идите по этому пути, не теряя веры. И по мере того, как вы будете это делать, не забывайте нести в себе всю полноту своего счастья и самооценки. Создайте свои собственные ценности и помните, что вам некуда «ехать» – вы уже там.

В этом и есть секрет радостной и мирной жизни – ценить то, что у вас уже есть, работая над тем, что вы хотите, и понимая, что счастье – это не конечная точка, а сам путь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: