10 неправдивых убеждений, которые передаются из поколения в поколение

Величайшее поколение (1900—1923)

Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы, как мы помним, пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.

Почти каждый из нас знаком или был знаком с людьми, которые родились в те годы. Если они о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.

Человек со смартфоном

Поэтому российские миллениалы действительно похожи на американских. К такому выводу пришел Вадим Радаев, исследовав данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ с 1994 по 2016 год и сравнив их с похожими данными американского Pew Research Center. Даже россияне, проживающие в селах и деревнях, очень похожи на западных ровесников. Они также позже вступают в брак, больше занимаются спортом, употребляют меньше алкоголя, чаще развлекаются вне дома, позже выходят на первую работу и, конечно, постоянно сидят в интернете.

По мнению Омельченко, британские, немецкие и русские программисты будут больше похожи друг на друга, чем на сверстников-соотечественников из других социальных групп: «Быть миллениалом — значит идентифицировать себя с глобальными стилями жизни, трендами, культурой, компанейскими практиками. В больших российских городах прослойка таких людей больше, в маленьких — меньше, но все же присутствует».

Сколько молодых россиян чувствуют себя включенными в глобальные структуры и тренды? Вопрос для отдельного исследования, но, возможно, именно ответ на него позволит понять, можно ли считать русских 30-летних поколением Y или нам необходимо придумать другое слово.

А что насчет поколения Z? Мы нередко забываем, что постмиллениалы наступают сегодняшним взрослым на пятки: самые старшие из них уже окончили университеты и выходят на рынок труда. Окажутся ли русские зеттеры такими же здравомыслящими и практичными, как это обещают западные исследовательские компании, покажет время и региональная статистика пользователей TikTok.

При участии Юлии Глозман

В чем подвох теории поколений

Теория Штрауса-Хоува стала популярной в маркетинге и бизнес-менеджменте. Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал их книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Он даже разослал ее копии каждому члену американского Конгресса.

При этом теорию раскритиковали профессиональные историки и социологи:

  • Слишком сильные обобщения. Характеристики поколений не учитывают индивидуальность каждого человека, при этом преподносятся как исчерпывающие.
  • В первоначальном виде теория применима только к гражданам США. В других странах могут быть свои поколенческие рамки. В 2011 году Нил Хоув ответил, что для России эти рамки могут быть сдвинуты на 5–10 лет вперед по сравнению с США. Кроме того, у людей одно и того же поколения в разных странах может быть свой набор характерных черт.
  • Слабая доказательная база. Авторы почти не объясняют, почему выбрали отрезок в 20 лет для смены поколения или почему жизненный цикл составляет 80 лет.

Вот что говорил по поводу поколенческих теорий в мировой истории основатель Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин:

«Статистика подтверждает — несмотря на беспрестанные разговоры о глобализации, разница между сообществами остается глубокой, а часто и углубляется. Особенно глубока разница между тем, что в свое время называли третьим миром, и тем, что именовали капиталистическими индустриальными обществами. Даже линия разделения не меняется, потому что практически ни одно общество за время жизни последних двух поколений не перешло из одного мира в другой».

В то же время идеи Штрауса и Хоува вдохновили многих исследователей на изучение поколений. Одни начали искать поколенческие различия, другие сосредоточились на поиске границ между поколениями. А поколению Z и его характеристикам посвящено как минимум шесть независимых исследований.

Экономика образования

З — зумеры: кто это такие и как они живут

Поколение Z (c 2000)

И, наконец, скажем немного о поколении людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования.

В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они еще и цикличны. Так, как было сказано выше, представители поколения Y чем-то похожи на «величайших». Есть также мнения, что поколение Z будет очень походить на «молчаливое поколение», которое появилось на свет перед Второймировой войной. Конечно, мы можем только предполагать, но если теория поколений верна, то они будут примерно такими же, как и те, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы.

Какие глобальные события происходят сейчас, во время взросления детей из поколения Z? Мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей.

Их молчаливость может быть обусловлена еще и повсеместным распространением различных средств связи, они делают выводы на основе информации, которую получили из интернета. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального.

Для того чтобы наглядно представить, представители каких поколений сейчас составляют основу трудоспособного населения, приведем схему, разработанную компанией «ЭКОПСИ консалтинг»*.

Прежде чем мы обобщим сказанное выше по теории поколений, обращу внимание еще на то, что годы рождения, указанные применительно к каждому поколению, — рамки примерные. Многое зависит от конкретного региона, в котором рос человек

Скажем, если в крупных городах поколение Y появилось на свет в 1983—1984 годах, то в глубинке еще в 1986 году рождались X. Кроме того, есть люди, которые родились на границе поколений, в таком случае у них могут быть ценностные характеристики, присущие и тому и другому поколению.

Типы поколений и факторы, приводящие к конфликту поколений

Выделяют пять типов поколений, каждому из которых присущи определенные основополагающие качества:

  • «Молчуны» (период рождения 1923 – 1942). Большая часть их жизни пришлась на время, когда стремительно развивалась наука и техника. Таких людей отличает скромность, а также строгое соблюдение этических норм, правил и традиций. Они предпочитают экономить и склонны «запасаться впрок», ценят нравственность и уважение. Экспериментировать «молчуны» не любят.
  • «Бэби-бумеры» (период рождения 1942 – 1962). Родившиеся в тяжелые военные и послевоенные годы, многие из них рано потеряли родителей и поэтому не получили в нужном количестве ласки и любви. Данное обстоятельство обусловило их некоторую агрессивность. В целом, это оптимистичные, активные и созидательные люди. Именно они отстраивали новый мир. «Бэби-бумеры» ориентированы на командную работу. Их главное качество – рационализм. Из зоны комфорта выходить они не любят, а еще предпочитают работать на одном предприятии всю жизнь. Ценят материальные блага и финансовую стабильность, считая данные факторы показателем успеха.
  • «Поколение Х» (период рождения 1963 – 1982). Это люди, чье раннее детство прошло в детских садах, что у многих из них спровоцировало наличие детских психологических травм. Поэтому «иксы», как правило, не говорят о своих проблемах и о том, что доставляет им неудобства. Они готовы к экспериментам и всему новому. Одним из главных приоритетов для этих людей является высшее образование, которое, по их мнению, есть залог успешной и состоятельной жизни. «Иксы» не склонны к тратам и предпочитают откладывать деньги на значительные, крупные покупки. Любят состязаться, но при этом часто не уверены в себе. Склонны все контролировать, поэтому редко делегируют задачи.
  • «Поколение Y» (период рождения 1983 – 2000). Оптимистичные, открытые и готовые к любым переменам, люди. Образование не является для них чем-то важным. Они больше ценят хорошую работу. Причем уверены, что профессия должна не только приносить деньги, но и доставлять радость. Это активные пользователи и потребители. Данный тип людей делает только то, что нравится. «Игреки» не станут терпеть какое-либо давление и грубое отношение к себе. Покупки они осуществляют, в основном, по интернету. Любят самостоятельные путешествия без турфирм и дорогих отелей. Свобода передвижения и яркие впечатления – вот что им нужно. Для «игреков» главное – это личные ощущения и чувства. Они живут так, как хочется им самим, не зависят от чужого мнения и не признают авторитетов.
  • «Поколение Z» (период рождения с 2000). Свободолюбивые, мечтательные, но несколько инфантильные люди. Они привыкли, что их любят безусловной любовью. Поэтому им не нужно кому-то что-то доказывать или заслуживать чье-либо расположение. Как правило, общаться вживую представители этого типа не очень любят, предпочитая переписку в соцсетях. Из-за чего плохо разбираются в людях. Зато любые современные гаджеты «зеты» осваивают чрезвычайно легко и быстро.


Разделение поколений

Кроме описанных различий, существует еще ряд факторов, из-за которых происходит конфликт поколений:

  • Неодинаковые жизненные ценности. То, что представлялось важным в предыдущие годы, может совершенно не интересовать современных людей. К тому же, старшее поколение привыкло откладывать жизнь «на потом». А современные люди уверены, что жить нужно сегодня, сейчас.
  • Разное воспитание. Современные методы воспитания абсолютно не схожи с теми, которые использовались раньше. Сейчас дети получают гораздо больше заботы и внимания со стороны родителей. Поэтому они более счастливы, добры и открыты.
  • Стремительное развитие техники и науки. Каждый день появляются новые вещи, облегчающие быт или производственные процессы. Прогресс ускоряется, и старшее поколение просто не успевает обучиться новым технологиям.

Вариант 1

Жизненный опыт – это накопленные поколениями знания и умения, выводы. Ошибки, допущенные нашими предками, и сделанные на их основе выводы – это тоже опыт. Говорят, что учиться лучше на чужих ошибках. Незачем еще раз изобретать колесо, если это уже сделано до нас. Используя имеющийся багаж знаний, нужно двигаться вперед. Этому способствует опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он является основой, фундаментом, на нем строится новое знание. Примерами могут служить ситуации, описанные в художественных произведениях.

Наглядным примером преемственности поколений является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Братья Кирсановы вступили во взрослую жизнь, имея перед глазами жизненный опыт своих родителей. Павел Петрович продолжил семейную династию и стал военным. Николай Петрович женился и стал помещиком. Он в своем хозяйстве пробует применять нововведения, но в основе все же использует опыт предыдущих поколений. Эти же понятия о жизни он передал своему сыну. Кирсановы соблюдают семейные традиции, дорожат дворянской честью. Аркадий выбрал в жены девушку, похожую на мать. Отдав дань модным веяниям в студенческие годы, он будет жить помещиком в имении. Он так же, как отец, любит литературу, природу, музыку. Так же он будет заниматься хозяйственными делами, воспитывать детей. Тургенев подчеркивает незыблемость этого порядка вещей, противопоставляя Кирсановым нигилиста Базарова. Жизненный опыт объединяет поколения, сохраняя то лучшее, что смогли понять предки. Благодаря такой преемственности живет народная культура, мировоззрение, человеческие ценности, семейные традиции, память о предках. Связь между поколениями не должна прерываться, чтобы люди помнили о своих корнях, не повторяли ошибок и двигались вперед по пути развития.

Роман-эпопея М.А. Шолохова рассказывает историю жизни казацкой семьи Мелеховых. Пантелей Прокофьевич, глава семейства, заботится о сохранении традиций, нравственной основы жизни. Он всю жизнь жил своим трудом. У них было большое хозяйство. Они пахали землю, косили сено, ловили рыбу. Мужчины обязательно ходили на военную службу. Женщины смотрели за домом, воспитывали детей. Свой опыт Пантелей Прокофьевич пытается передать детям. Он хочет, чтобы они поняли, что земля и семья – главное в жизни. Только все рушится. Сын Григорий бросает законную жену и уходит с любовницей. Сноха Дарья, проводив мужа на службу, изменяет ему с другими казаками. Пантелей Прокофьевич всеми силами пытается склеить семью. Роман начинается с разговора отца и сына, в нем П.П. объясняет ему, что с соседями нужно жить дружно, что на чужих жен нельзя заглядываться. Не приведет это к добру. В том, что отец прав, Григорий в дальнейшем убедился. Брошенная им жена погибла, пытаясь избавиться от беременности. Дарья утопилась, когда поняла, что заразилась нехорошей болезнью. Горе и боль принесли семье необдуманные поступки. В конце произведения Григорий возвращается в родной дом, где его ждет маленький сын. Он понимает всю тщетность своих метаний. Если бы он сразу прислушался к советам отца, поддержал его стремления, то многих ошибок ему удалось бы избежать. Проживая жизнь, человек сохраняет знания предков и накапливает собственный опыт, на этом держится мир.

Подводя итог, можно сказать, что жизненный опыт поколений помогает избежать трагических ошибок и принимать правильные решения. Благодаря знаниям предков, передаваемым от поколения к поколению, сохраняется родовая память, семейные традиции. Опыт предыдущих поколений лежит в основе достижений ныне живущих.

Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?

  • Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего.
  • Молодежь прекращает отождествлять себя со своими отцами и дедами, полностью отвергая их авторитет и опыт. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения.

Непонимание детей и родителей

  • В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Дети, как правило, учились ремеслу отца и в процессе такого обучения перенимали его мировоззрение. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению.
  • Старший человек всегда означало «мудрый человек», так как источником знаний был только жизненный опыт. Поэтому дети никогда не состязались с родителями в знаниях и мудрости. И у молодых людей не было возможности заявить о своей индивидуальности.
  • Развитие общества дало детям возможность учиться. И если раньше существовал лишь один способ узнать что-либо – это спросить у старшего поколения, то в дальнейшем у молодежи появились другие источники обретения знаний. Постепенно отношение молодого поколения к старшим людям трансформировалось в менее почтительное.

Исследователи определили главные факторы, которые являются причиной конфликта поколений и возникновения социокультурной дистанции между старшими и младшими:

  • Изменение социальных условий.
  • Несовпадение жизненных приоритетов.
  • Снижение в обществе социального статуса пожилого человека.
  • Изменения условий труда в результате научно-технического прогресса.
  • Психологические особенности людей разного возраста.
  • Снижение значимости опыта предыдущих поколений из-за новых возможностей получения информации.

Конфликт поколений не дает понять друг друга

  • Для современного общества характерно непрерывное внедрение инноваций, которые периодически перестраивают сложившиеся традиции и нормы. И многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются социальной и культурной нормой.
  • Психологи уверены, что проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. Каждое новое поколение живет, опираясь на результаты и опыт всех предшествующих. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и категорически отвергают то, что, по их мнению, устарело.

Молчаливое поколение (1923—1943)

Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Все мы помним этот интервал времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление; открытие антибиотиков.

Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они будут контролировать себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. То, что в это время были открыты антибиотики, которые перевернули всю мировую медицину, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слова докторов — это закон, который не поддается обсуждению. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны. Отдыху них часто связан с пополнением запасов, в шкафах соленья, варенья и консервы.

Особенности образа

Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.

Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.

Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.

Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Печорин как представитель поколения», рассмотрит истинные цели М. Ю. Лермонтова, который дал своему роману название «Герой нашего времени», а также продемонстрирует особенности характера Печорина, которые подтверждают мысль о том, что он является портретом поколения.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины На террасе Кустодиева (7 класс) Картины Бориса Кустодиева знамениты своим изображением красоты и семейных ценностей, они всегда яркие и наполнены жизнью. Картина под названием
  • Сочинение по сказу Левша (6 класс) В произведении Н.С. Лескова Левша повествуется о тульском мастере, легенды о которых жили в народном творчестве с давних пор. Уже с первой главы, устами казака Платова утверждается,
  • Почему Толстой назвал Лескова писателем будущего? сочинение Очень часто случается так, что человек родившись в какой либо эпохе начинал чувствовать себя как не в своей тарелке, и это также подмечают окружающие человека люди. О таких людях говорили то

Генетическая память по Тойчу

Большинство ученых считают, что из рода в род передаются только гены, но есть и те, кто верит в то, что можно унаследовать мысли, взгляды на жизнь и даже проблемы. Немецкий психолог Карл Юнг называл генетической памятью коллективное бессознательное — опыт предков человека, представленный нервными структурами головного мозга.

Эту идею развил американский психогенетик Чемпион Курт Тойч. В 60-х совместно со своей женой Джоэл Мари Тойч он разработал IDEAL-метод (аббревиатура IDEAL: individualized — индивидуализированный, directive — направляющий, explanatory — объясняющий, action — включающий программу действий, log — записанный в логической форме). IDEAL-метод — это инструмент консультирования в психогенетике), который учит быть хозяином, а не слугой жизни. Он утверждает, что человек не может быть исключен из генетической системы или рассматриваться как одно поколение. Генетический код, определяющий внешность человека до его рождения, также влияет на его взгляды на жизнь, его поведение и опыт. ДНК человека постоянно меняется в результате ментальных процессов, на него влияет сознание и окружающая среда, а это значит, что ДНК можно изменить по своему желанию. 

Учат, как это делать, в Москве, в Институте ментальной генетики и андрофизики (андрофизика означает соединение антропологии и физики; это термин учредителя института Бориса Сорина, который в течение десяти лет прошел 20 тренингов лично у Тойча).

По Тойчу, у каждого из нас есть BID — Bassic Inner Direction (базовое внутреннее направление). Это наследственная сила, которая приводит человека в движение в определенном направлении. Ее можно представить через первый закон Ньютона — телу необходимо воздействие силы, чтобы оно сдвинулось с места. Это направление определено неисполненными желаниями предков. Оно может быть как конструктивным, так и неконструктивным (например, после войны формируется стремление к миру).

The Reminder связался с одним из российских представителей данного направления. Анастасия Нюнез прошла обучение по методу Тойча в школе IDEAL восемь лет назад и практикует уже более четырех лет.

«Психогенетика — это наука, которая анализирует произошедшие в жизни человека события и объясняет, почему это привело его к определенному опыту. До прихода на консультацию человек является генетическим роботом, он наследует убеждения, мысли, идеи, интерпретации от своих предков. Пока человек не понимает свою наследственность, она управляет им. Для каждого человека я составляю отдельную генограмму. Чаще всего там рассматриваются три-четыре поколения, если унаследованная задача становится пиковой, то пять-семь. Если человек не знает, как жили его бабушки и дедушки, ничего страшного, ведь результаты, к которым он пришел сегодня, показывают, как это было. В каждом поколении есть неисполненное желание, например предки хотели спокойной жизни. Оно будет передаваться до тех пор, пока не исполнится. Если в одном поколении злоупотребляли чем-то, то в следующем будут бороться с этой потребностью, но задача никуда не денется. Это как в биологии, где есть доминанты и рецессивы. Подавляя какие-то эмоции или желания, в связи с которыми злоупотребляли в предыдущем поколении, задача вновь вступит в действие в следующем.

Смысл названия

М. Ю. Лермонтов хотел показать такого героя, которого можно было бы по праву назвать человеком эпохи. Писатель делает акцент на этом, поэтому называет роман «Герой нашего времени», чтобы читатель с самого начала чтения искал себя в лице главного героя. Столь оригинальное название произведения говорило о том, что в центре внимания находится представитель современного М. Ю. Лермонтову общества.

Писатель показывал, что умные и деятельные люди не могут найти место в жизни. Не случайно основное действие романа происходит на Кавказе, куда часто отправляли свободолюбивых людей того периода. Они были «лишними людьми», таким же был и Печорин.

Печорин не понят обществом, однако он является представителем поколения. Подчеркивается, что в современной М. Ю. Лермонтову эпохе таких людей было много.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: