Что такое страх?
Страх — это внутреннее ощущение, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности. В психологии относится к группе так называемых отрицательных или негативных эмоций — эмоций, которые основываются на неприятных переживаниях или внешних воздействиях.
Один из вариантов страха — фобия. Это иррациональный, плохо контролируемых страх объекта, живого существа или пребывания в определенных внешних обстоятельствах. При этом человек всеми силами пытается избежать контакта с источником своего страха, даже если тот не несет какой-либо объективной угрозы.
Что такое деменция?
Деменция характеризуется разрушением клеток головного мозга в хаотичной последовательности. Часто этот процесс одновременно происходит в нескольких областях. Возможно, это будет область долгосрочной памяти или область, отвечающая за внешние реакции, то есть за поведение. При самых ярко-выраженных случаях, происходит снижение скорости мышления, страдает чувство ориентации в пространстве и пропадает способность говорить. Как правило, болезнь прогрессирует в мозгу человека до того момента, пока его самосознание не исчезает окончательно.
Статистика:
На данный момент на планете зафиксировано более 50 миллионов людей, имеющих данный диагноз. Эта цифра увеличивается на 20% каждый год.
Существует много видов деменции, например, болезнь Альцгеймера. Печальный факт: такие заболевания невозможно остановить, но можно замедлить и купировать, при условии своевременного обнаружения.
Сложности с выражением мыслей
Всем знакома ситуация, когда забывается какое-то слово или фраза. В народе даже есть выражение – «Крутится на языке». Ничего страшного, если это происходит редко и не беспокоит вас. Однако если это повторяется постоянно и вызывает проблемы при взаимодействии с людьми – это уже повод для подозрений.
Плохая память
Если вы 3 раза в неделю ищете пульт от телевизора, потому что не помните, куда положили его вчера – это обычная ситуация. А вот если вы забыли, что вам рассказал ваш ребенок вчера или с трудом припоминаете сегодняшний обед, значит ваши когнитивные способности уже нарушены.
Беспокойство и легкая паранойя
Конечно, все мы с возрастом понимаем, что жизнь — это сложный и комплексный процесс. Не каждый находит правильное место в мире и поэтому вокруг нас много разочарованных людей. Цинизм или пессимистичность – это, к сожалению, норма сегодняшнего дня. Но если вы слышите, что человек абсолютно серьезно говорит о том, что на его жизнь кто-то покушается каждый день или за ним установлена слежка, знайте — это начало деменции.
Резкие и бесконтрольные изменения в настроении и характере
Бывает и так, что человек суровый и нелюдимый вдруг становится общительным болтуном. Некоторые скажут, что это даже хорошо, но не стоит обольщаться. Как правило, любые частые и резкие перемены в характере обусловлены неправильной работой какой-то области мозга. То же касается и слишком частых депрессий.
Потеря временной и пространственной ориентации
Какое сегодня число? Какой день недели? Как пройти до остановки общественного транспорта самым коротким путем? Если попытка ответить на эти вопросы вызывает затруднение, значит клетки мозга уже начали медленно разрушаться.
Угасание интереса к увлечениям
Занятия в бассейне, альбом с марками, вязание и другие простые и сложные увлечения начинают стремительно уходить из жизни человека с развитием деменции. Апатия опасна в любой ферме, но в такой – больше других.
Потерянность
Обычно люди мало наблюдают друг за другом, находясь на рабочем месте. Если один из ваших коллег в десятый раз задает вам один и тот же вопрос, а получив на него ответ, медленно уходит с отсутствующим видом, стоит приглядеться к нему. Врачи говорят, что человек, подверженный слабоумию, может утратить способность сосредотачиваться на чем-то и планировать свои действия.
Нелогичность в диалогах
Страдающий слабоумием мозг не дает человеку логично вести беседу. Мысли постоянно путаются, и обсуждение хорошей погоды может окончиться на чем-то совершенно отвлеченном. Люди просто забывают, насчет чего конкретно они хотели выразить свое мнение.
Синдром «Плюшкина»
Все полезные и бесполезные вещи бережно прячутся и сохраняются на «черный день». Иногда люди в возрасте становятся собирателями хлама и мусора, потому что думают, что «в хозяйстве все может пригодиться».
Где грань между нормальным подростковым возрастом и патологией?
Список сложностей подросткового возраста и особенностей подростков во многом совпадает с рядом психиатрических диагнозов. Это нормально, с ними просто такое происходит в этом возрасте.
Провести границу между нормой и нарушениями родителям будет сложно. Опять же основной критерий здесь — ощущение беспокойства.
Если оно появилось, лучше на всякий случай обратиться к специалисту. В этом нет ничего страшного. Психолог объяснит, что для этого возраста — условная норма и с чем придется пожить какое-то время, на что родители могут повлиять собственным поведением, а что может быть поводом для активных действий.
Например, замкнутость — норма для подростков, хотя она и беспокоит родителей, которые чувствуют, что теряют контроль и не знают, что происходит с ребенком. Однако если замкнутость сочетается с дисфорией — постоянным мрачно-злобным настроением, это может быть как вариантом нормы, так и нет.
Кроме того, замкнутость сама по себе не говорит, что случилось что-то плохое. Однако из-за нее родители могут не узнать, что что-то плохое произошло или происходит. К примеру, подростка травят в школе, у родителей помощи он не просит, сам не справляется, нарастает депрессивное настроение, в школу не хочет, хуже учится, родители ругают — это плохая ситуация.
То есть, с одной стороны, для подростков замкнутое поведение нормально, с другой — стоит посоветоваться с психологом, чтобы разобраться, что с ребенком происходит. И главная рекомендация для родителей здесь всегда такая: ослабить давление. Трудно наладить отношения с подростком, когда, с одной стороны, его ругают за плохую учебу и поведение, а с другой — ждут доверия и желания разговаривать.
Как определить эго-состояние «Взрослого» по внешним признакам?
Можно начать анализировать свою либо чужую мимику, жестикуляцию, особенности устной речи. «Взрослый» чаще оперирует словами: «Почему, где, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, правда, верно, ложь (в значении неправда), вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это моё мнение» . «Взрослый» использует личные местоимения 1-го лица, говоря «я», «мы», «мое», что говорит о степени взятой на себя ответственности, здесь меньше безличных конструкций, употребления пассивного залога. «Взрослый» не говорит «так получилось», «показалось», «вот что вышло» и тому подобное.
На поведенческом уровне «Взрослый» характеризуется прямым взглядом, без агрессии, слаженными движениями, отсутствием заискивания и подавления другого.
Зрелость человека с точки зрения социума и физиологии
Взрослый на физическом уровне человек – тот, кто полностью сформирован, т.е. половозрелый и прекративший свой физический рост. Физическая зрелость человека приходит раньше всего, активный рост продолжается до 14-16 лет, потом постепенно замедляется, и может в целом прекратиться к 25 годам, но человек сохраняет способность расти до 35-40 лет. А вот после этого рост может начать уменьшаться.
Получается, что физически зрелым мы можем назвать человека, в общем и целом, где-то в 16 лет – основные процессы активного развития к этому возрасту уже заканчиваются.
Взрослый на социальном уровне человек – тот, кто получил имеющиеся в данном сообществе соответствующие права взрослого человека: право зарабатывать деньги, создавать семью, голосовать, владеть собственностью и в полной мере распоряжаться своим выбором в рамках закона.
Вместе с этим наступает и ответственность – необходимость в полной мере отвечать за свои преступления в случае нарушения законов, платить алименты в случае развода, взаимодействовать с государством и другими людьми на предмет своих рабочих отношений, документов, самостоятельно решать вопросы собственной семьи, социальной жизни и обеспечения.
Этот возраст немного варьируется в зависимости от государства, но в большинстве стран он наступает в период 18-21 лет.
Если рост и физическое созревание мы никак не можем замедлить, остановить или ускорить, то социальная зрелость человека по факту оказывается весьма размыта.
Например, если человек имеет формальные права взрослого, но при этом пользуется обеспечением родителей и живет на их территории, может ли мы его назвать взрослым человеком? Нет. Потому что он в полной мере не распоряжается своим временем, практически не имеет своего имущества и находится в зависимости.
Психологическая зрелость – именно то, что позволяет физически и формально созревшему человеку полноценно пользоваться своими правами в социуме, нести свои обязанности и достигать в этом относительного, комфортного равновесия, распоряжаясь своей жизнью, с одной стороны, и с другой – не нарушая границ других и умея находить общий язык с другими.
Итак, что же такое психологическая зрелость и как стать взрослым на самом деле, на глубинном уровне?
Причины заболеваний
Поскольку во время пубертатного периода у людей часто возникают первые признаки психических расстройств, необходимо рассмотреть возможные причины и предпосылки к таким недугам. Одним из главных аспектов является наследственность, поскольку генетические мутации, передающиеся от родителей, могут влиять на психоэмоциональное развитие подростка. Также следует учитывать эндогенные влияния, включая особенности гормонального фона. Основной причиной большинства психических заболеваний является нарушение баланса нейромедиаторов в головном мозге.
Возможные факторы риска:
- Психотравмирующие обстоятельства, такие как: травля, насилие со стороны родителей, растление. Перенесенные трагические события в период полового созревания могут оставить след в личности человека на всю оставшуюся жизнь.
- Влияние окружающих людей. Из-за внушительности и импульсивности у девочек и мальчиков часто возникают нездоровые наклонности именно в пубертате. Зачастую речь идет о преступных наклонностях и вредных привычках.
- Неблагоприятные семейные условия, такие как: бедность, неудовлетворительные санитарные условия и состояние родителей. Даже если только один родитель страдает от алкоголизма, риск «передачи» такой вредной привычки достаточно высок.
- Кризис отношений со сверстниками, обусловленный неуверенностью в себе и тревогой.
- Появление комплексов, связанных с внешностью, условиями жизни.
- Трудности взаимопонимания детей и родителей. Обычно наиболее тяжелые отношения между поколениями в семье возникают именно в момент взросления детей.
Обращение к психологу может быть целесообразным при обнаружении у подростка нескольких подобных факторов риска.
Как определить психологический возраст?
Теперь остается еще один очень важный вопрос: можно ли как-то объективно определить свой психологический возраст, а не просто ограничиться субъективным «мне в душе всегда 17 лет»? При всей дискуссионности вопроса множество интернет-изданий, в том числе посвященных теме психологии, предлагают определить ваш психологический возраст онлайн.
4 теста на психологический возраст:
- Психологический тест «Сколько тебе лет» от Peopletalk.
- Тест «Узнать свой психологический возраст» от Testometrika Team.
- Тест «Каков ваш психологический возраст» от издания «Популярные тесты».
- Японский тест на психологический возраст от портала Arealme.
Разумеется, тестов намного больше, однако все остальные во многом «пересекаются» с вышеприведенными. Есть и такие, которые вызывают откровенное недоумение, предлагая определить возраст посетителя сайту по тому, какой цвет ему кажется преобладающим на картинке, и выдавая всем прошедшим тест одинаковый психологический возраст 21 год.
Если же вы хотите нечто эксклюзивное, предлагаем ваш пройти наш тест на психологический возраст от 4brain. Мы постарались максимально учесть психологические особенности всех возрастных групп, дабы обеспечить релевантность результатов насколько это, в принципе, возможно.
Предупреждаем, что любые полученные вами результаты не могут быть окончательным диагнозом вашего психологического состояния. И, если вас что-то беспокоит, обязательно обратитесь за помощью к психологу. А сам тест вы найдете по .
Будьте всегда молоды душой, и пусть у вас все всегда будет хорошо! Да, не забудьте поучастовать в нашем опросе:
Как ригидность влияет на людей
Влияние ригидности отражает эффект Лачинса. В ходе эксперимента в 1942 году психолог доказал, что опыт негативно действует на поиск новых решений. Первой группе студентов предложили получить 100 кварт воды (примерно 95 л), используя банки разных объемов. Задание решалось в несколько этапов, сложным способом с переливанием из одной банки в другую. Затем Абрахам Лачинс дал похожую задачу, которая выполнялась в два простых действия, но 81% учеников сделали ее прежним сложным способом. Вторая группа студентов, которым сразу предложили эту простую задачу, решила ее самым очевидным путем.
Эксперимент показывает, что ригидность мышления должна была облегчить проблему: студенты выполняли новую задачу уже знакомым способом. Но на деле психологическое качество «блокировало» более эффективный и очевидный способ.
Главный недостаток ригидности в том, что она препятствует изменению образа мышления и адаптации к новым обстоятельствам. Согласно исследованию Кембриджского университета, уровень психологической ригидности влияет на способность находить компромисс: люди с такой чертой склонны мыслить радикально, в том числе в политике. Американские ученые предполагают, что ригидность негативно сказывается на частоте ремиссий при тревожном расстройстве.
Если у человека есть психические отклонения, ригидность может их усугублять. Например, пациенты с расстройством пищевого поведения (РПП) часто соблюдают определенный режим питания из-за мысленной установки «после шести нельзя есть, иначе я потолстею». Такие ограничения могут привести к нервным срывам: пищеварительная система работает постоянно и требует пищу не только до шести часов вечера.
Мария Данина:
«Общаясь с ригидными людьми, важно понимать природу их затруднений. Им действительно может быть трудно действовать иначе, а новизна вызывает сильную тревогу
Успокаивающее и нормализующее общение, которое поддерживает их самооценку, поможет наладить контакт. Важно закладывать время на адаптацию к изменениям, действовать постепенно, не требовать немедленной реакции, проявлять терпение».
Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?
Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций – изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами
Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.
Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.
Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.
В основе аномального поведения лежат:
- Эгоистичные цели. Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
- Агрессивные проявления. Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
- Социально-пассивное отношение к жизни. Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.
Психологические термины на букву В
ВАЛИДНОСТЬ – показатели качества психологической методики, позволяющие определить ее соответствие поставленной изначально исследовательской цели.
ВЕРА – безусловная убежденность в чем-то, не основанная на реальных доказательствах и порой противоречащая логике.
Вербальный – фактор, имеющий отношение к звуковым символам, человеческой речи.
ВНИМАНИЕ – сконцентрированность психики на определенном предмете.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – способ речевой деятельности, заключающийся в неосознанной, спонтанной трансформации мыслеформ в словесные формы и наоборот.
ВНУШЕНИЕ – подсознательное воздействие людей друг на друга, итогом которого являются перемены в психологии или поведении.
ВОЗБУДИМОСТЬ – способность живых существ переходить из спокойного в возбужденное состояние под воздействием каких-либо факторов и оставаться в нем некоторый период времени.
ВОЛЯ – способность человека к осознанному руководству собственным поведением и психическим состоянием. При этом для достижения желаемого человек борется со всевозможными мешающими ему факторами.
ВООБРАЖЕНИЕ – умение создавать в воображении некий не существующий на самом деле либо недоступный в данный момент предмет, концентрировать на нем внутреннее внимание и мысленно управлять им.
ВОСПРИЯИТИЕ – прием и обработка человеческим сознанием поступающей извне информации. В итоге в сознании создается и удерживается определенный образ.
ВЫТЕСНЕНИЕ – согласно теории психоанализа, это способ защиты психики от сильнодействующих негативных факторов, отрицательных переживаний. Проявляется в способности памяти переводить определенную информацию из сознательной сферы в бессознательную.
Рациональность и иррациональность. В чем отличия?
Мы часто говорим о ком-то — «он иррациональный». Что значит это понятие? Рациональность означает согласованность с разумом, обоснованность. От лат. ratio — это разум. Тогда как irrationalis — неразумное, основанное не на доводах, а на общих представлениях.
Чтобы понять разницу между разумным и неразумным, приведем признаки обоих принципов мышления.
Признаки рационального суждения:
- Подтверждение логических выводов опытом.
- Уравновешенность эмоций. Рациональные мысли никогда не вызывают «бурю эмоций» в душе личности.
- Нет абсолютизации явлений. Рациональная личность знает, что все события и явления значат ровно столько, сколько ценности вкладываем мы в них сами.
- Эффективность.
Теперь перечислим признаки иррационального.
- Категоричность суждения — «я не смогу жить, если…».
- Необъективность. Никакими фактами нельзя доказать иррациональную мысль.
- Наличие бурных истерик, слезы.
- Неэффективность. Такие мысли никак не помогают продвигаться вперед к позитивной цели.
Теперь понятно, как мыслят иррациональные личности. Кто необъективен, непредсказуем и не может отделять главное от второстепенного из-за своей эмоциональности при решении насущных вопросов, тот иррациональный. Что это значит? Это значит, что человек имеет, скорее всего, эмоционально-образное мышление с детства. И профессию нужно выбирать такой личности творческую, связанную с эмоциональными состояниями, а не фактами.
Но бывает, причиной такого мышления служат негативные установки. Такие программы служат только деструктивности, и их нужно корректировать с помощью психотерапевта.
4 психотипа человека
1. Оральный тип. Формируется у ребёнка до 18 месяцев или до отлучения от груди. Недостаточная или, наоборот, чрезмерная стимуляция в этом возрасте, по мнению Фрейда, формирует в дальнейшем орально-пассивный тип. Он отличается пассивностью и зависимостью от окружающих. Несмотря на внешнюю весёлость доверчивость и ребячество, бывает жадным и излишне щедрым. Если проблема (чрезмерная или недостаточная ласка) возникла в период появления зубов, дети проявляют характер через покусывание. В результате формируется орально-агрессивный психотип, который характеризуется циничностью, сарказмом, склонностью к величию.
2. Анальный. В 1,5-3 года дети учатся ходить в туалет. От того, как происходит процесс привыкания (в условиях фрустрации или в заботливости и понимании), зависит, какой тип личности проявится в человеке: анально-удерживающий или выталкивающий. Первый типаж выделяется упрямством, сверхаккуратностью и пунктуальностью, второй – импульсивен, склонен к жестокости.
3. Фаллический. Данный тип формируется с 3 до 6 лет, если в этом возрасте у ребёнка случаются проблемы, связанные с первыми исследованиями в области эрогенных зон и гениталий. Характеристики мужчин и женщин схожи. Они решительны, настойчивы, самоуверенны, способны добиваться поставленных задач. Мужчины склонны к похождениям, могут быть дерзкими и хвастливыми. Девушки любят флирт, далеко не моногамны, но хотят казаться невинными и наивными. Некоторые женщины решительны и уверены в себе.
4. Генитальный. От полового созревания до старости. Фрейд считал этот тип идеальным. Люди данной типологии легко находят своё место в социуме, они проявляют активную жизненную позицию, берут ответственность за других, заботятся.
Если до полового созревания у ребёнка возникали проблемы, то ему трудно перейти к генитальному типу. Развитие останавливается на том психологическом уровне, где ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботой, наиболее запечатлелась в сознании. Чем ярче плохие воспоминания, тем тяжелее переход к генитальной (идеальной) личности.
Половое созревание у юношей – поведение и умственное развитие
Психологические изменения при половом созревании – необходимый процесс взросления, и они происходят в разных сферах жизни.
Все гормональные, сексуальные и физические изменения, происходящие в период полового созревания, делают подростков более чувствительными к стрессу, поэтому подростковый период считается периодом уязвимости или периодом, особенно чувствительным к возникновению психологических изменений.
Половое созревание у юношей наступает незаметно. Однако по мере того как его признаки становятся более заметными, окружение иногда склоняется к некорректным комментариям. В целом юноши, как правило, меньше говорят о различных аспектах полового созревания, чем девочки. И когда они это делают, то обычно на более поздней стадии развития.
У юношей в поведении можно заметить появление импульсивности и агрессии. Эксперты считают, что это больше вызвано деятельностью, которой занимаются юноши, чем какими-то биологическими или гормональными изменениями в период полового созревания.
Юноши положительно реагируют на свой физический рост и развитие. Обычно в худшем положении находятся те из них, у кого этот процесс задерживается. Из-за того, что сверстники их высмеивают.
Одно из объяснений состоит в том, что любая культура отдает предпочтение мужчинам, выглядящим сильными и крупными. Это соответствует пропорциям тела, которые получают юноши при нормальном половом созревании.
Как развивается ригидность
По данным исследования американских ученых, есть две ключевых группы факторов, из-за которых развивается психологическая ригидность:
- Невротизм, избегание и непринятие эмоций, нарушения целенаправленного поведения, трудности с контролем импульсов и с эмоциональным контролем во время проживания негативных эмоций.
- Отсутствие эмоциональной осознанности и ясности в ощущениях, когда человек испытывает негативные эмоции.
Однако единой причины появления психологической ригидности нет.
Мария Данина:
«На гибкость и адаптивность мышления влияют:
- Наследственность.
- Особенности среды — например, сильный стресс и эмоциональные травмы.
- Стиль воспитания. Ригидность развивается, когда родители чрезмерно контролируют и стыдят ребенка, предъявляют к нему завышенные требования.
- Старение. Пожилые люди часто становятся консервативными во вкусах и привычках. Некоторые исследования показывают, что мужчины более ригидны, чем женщины».
Как не допустить ситуации, когда близкий человек не взрослеет?
По мере взросления ребенка давайте ему все новые и новые обязанности:
- подростку предложите подработать в каникулы и помочь семье;
- не решайте все проблемы за супруга или супругу, который не хочет становиться взрослым;
- предоставьте близкому человеку возможность быть ответственным за свою жизнь и решения.
Это нелегкий труд – быть взрослым, но и в этой поре есть свои прекрасные моменты, поэтому не лишайте близких людей шанса быть взрослыми. Человек становится взрослым только тогда, когда осознает, что нужно быть самостоятельным и ответственным.
Вы можете посмотреть полезное видео, где говорят о том, что значит быть взрослым:
Почему возникают соматические нарушения?
- Эссенциальные артериальные гипертензии. На развитие очередного приступа влияют сильные эмоциональные потрясения, стресс, чрезвычайная ответственность.
- Нейродермиты. К кожным проблемам приводят комплексы, замкнутость, неуверенность в себе.
- Тиреотоксикозы.
- Пептические язвы.
- Патологии ЖКТ. Такие проблемы возникают во время сильного внутреннего напряжения.
- Ревматоидные артриты. На возникновение и осложнение патологии влияют тревога, депрессивные расстройства.
- Бронхиальные астмы. Считается, что этому заболеванию способствуют неразрешенные эмоциональные конфликты. В частности, это гнев, страх и перевозбуждение.
Детерминанты психического здоровья
Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и обучение эмоциональному самоконтролю. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом.
На психическое здоровье подростка влияет целый ряд факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Повышать уровень стресса в подростковом возрасте могут, в частности, воздействие неблагоприятных факторов, желание быть таким же, как ровесники, и поиск идентичности. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья являются качество жизни в семье и взаимоотношения со сверстниками. Признанными факторами риска для психического здоровья являются насилие (особенно сексуальное насилие и издевательства со стороны сверстников), жесткие методы родительского воспитания и социально-экономические проблемы.
Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации, социальной изоляции либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. В эту категорию входят подростки, живущие в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подростки, страдающие хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития и другими неврологическими расстройствами; беременные подростки, подростки, ставшие родителями или вступившие в ранний или принудительный брак; сироты; и подростки из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.
Установки с детства. Список
Бо́льшую часть нерациональных установок мы приобретаем в детстве. Так как ум ребенка еще не способен критически мыслить, он воспринимает все суждения взрослых как чистую истину. Во взрослом возрасте каждый человек должен пересмотреть свои взгляды, и понять, какие убеждения его личные, а какие навеяны родителями и воспитателями. Те установки, которые были полезны в детстве и отрочестве, но вредят уже во взрослом возрасте, надо убирать. Они тоже иррациональны. Это значит, что каждая установка, которую мы можем осознать, должна быть подвергнута критическому разбору.
Вот список популярных убеждений, приносящих индивидууму страдания:
- должен, но не смог;
- должен был лучше;
- они (он) мне должны;
- если я не справлюсь, будет катастрофа;
- я неудачник по жизни;
- я никому не нужен.
- и др.
Все эти умонастроения не имеют логического обоснования. Они попросту бесполезны и их нужно «удалять» из разума, как вирусные программы с компьютера.
Влияние эго-состояния «Взрослого» на иные состояния личности: принципы взаимодействия
Если распределить эго-состояния в одну линию, то состояние «Взрослого» окажется посередине, потому что задача «Взрослого» — уравновешивать, с одной стороны, детские эмоции во всей их силе и непосредственности, с другой – миновать установки и запреты «Родителя». У «Взрослого» практически отсутствуют эмоции, он принимает решения после логического размышления и анализа, не спонтанно. Но при этом «Взрослый» всегда слышит и «Ребенка», и «Родителя». Конечно, при экстренных ситуациях даже самый уравновешенный и ответственный человек может впадать в эго-состояние «Ребенка» или «Родителя», но, в идеале, лучше, чтобы состояние «Взрослого» было доминирующим. Иначе возникают внутренние и внешние конфликты.
Как лечить
Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.
Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.
Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.
Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.
Когда стоит переживать
В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.
Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.
Что такое поведение в общем смысле
Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.
Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.
В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.
Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.
Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.
Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.
Половое созревание у юношей – первое семяизвержение
Первая эякуляция или спермария происходит примерно в возрасте 13 лет, обычно через год после начала ускоренного развития полового члена. Некоторое время семенная жидкость содержит небольшое количество живых сперматозоидов.
Важно отметить, что спермария у юношей не является аналогом менархе у девочек. Считается, что сперма так же важна для юноши, как и менархе для девочек, но очень мало известно о значении этого события для юношей, а также о реакции юношей на сперму
Хотя большинство юношей не готовы к этому событию, похоже, оно не вызывает у них страха, стресса или дискомфорта. И все же юноши не склонны рассказывать о своем первом опыте родителям или друзьям.
Нормальный возрастной диапазон пубертатных изменений таков, что один из двух юношей одного хронологического возраста уже прошел все описанные изменения, а у другого они еще даже не начались.