Тест на сепарацию от родителей

Тест Кастенбаума

Заполни пропуски цифрой возраста относительно своих ощущений:

  1. Я ощущаю себя на (…) лет.
  2. Глядя в зеркало, я могу оценить себя по внешним данным на (…) лет.
  3. В жизни мне интересны те же вещи, что и человеку, которому (…) лет.
  4. В повседневной жизни я веду себя так, как личность в (…) лет.

Теперь сложи все полученные числа и раздели на 4. Полученный результат и станет твоим психологическим возрастом.

Гармонизировать все группы возрастов поможет отстранение от них, не зацикливание на том, как ты выглядишь и как чувствуешь себя внутри. И тогда жизнь заиграет новыми красками, делая юных – умнее, а пожилых – счастливее!

Как наладить отношения с дочерью подростком?

Отношения с дочерью подростком нужно наладить, в первую очередь, матери. Идеальная мать – это мама-подруга. К ней обращаются за советом, у неё ищут поддержки, ей доверяют тайны и вместе с ней принимают важные решения.

Задача любящей матери – как можно лучше подготовить свою дочь к самостоятельной жизни. Нужно научить подростка ведению домашнего хозяйства, потому что во взрослой жизни девушки-неумёхи сталкиваются с большим количеством проблем. Заметив отсутствие полезных навыков, окружающие обычно не скупятся на колкие замечания, с готовностью весят на молодую женщину ярлык неряхи или плохой хозяйки, чем ранят её самолюбие. Неопытность хозяйки, а также её нежелание выполнять исконно женские обязанности, часто становятся причиной конфликтов в молодой семье.

Мамина задача – правильно сориентировать дочь, объяснить ей, как устроена жизнь, и научить девушку всему необходимому. Отец должен обеспечить дочери чувство защищенности, должен одобрять и поощрять приобретение полезных навыков, служить примером, на который девушка будет ориентироваться при выборе спутника жизни. Родители на примере своей семьи должны показать девушке правильную модель взаимоотношений в «ячейке общества».

13 лет

Как правило, именно в тринадцать лет поведение подростков становится максимально контрастным. Они все видят либо в белом, либо в черном цвете. Это напрямую сказывается на максимализме, и подростки часто начинают бунтарить. У многих на фоне скачка гормонов повышается аппетит.

Девушки

Девочки в этом возрасте более мнительные, особое внимание уделяют своей внешности. В этот период они обычно выше мальчиков, так как замедляется формирование мышечного корсета, в то время как рост костного скелета продолжается

Парни

Юноши в формировании отстают от девушек приблизительно на пару лет. Из-за гормональной перестройки подростки становятся более эмоциональными, вспыльчивыми, неуверенными, увлеченными чем-либо.

Юноши и девушки стремятся стать независимыми и выйти из-под опеки родителей, начинают ценить дружбу, негативно относиться к требовательным учителям и к некоторым взрослым, находят кумиров и примеры для подражания.

Еще вчера они были детьми, а сегодня начинают принимать решения самостоятельно, сомневаться во всем, требовать доказательств.

Когда с ребенком стоит сходить к психологу?

Первая причина — беспокойство и растерянность родителей, когда они не знают, что делать, как повлиять, не понимают, что происходит.

Вторая — ощущение или понимание родителей, что у ребенка что-то не в норме, например с ним происходит нечто плохое, он всегда в плохом настроении: агрессивный, сильно расстроенный. Также когда ребенок не выполняет условные социальные обязательства: не учится, конфликтует со сверстниками, учителями, дома перестал общаться. Либо есть тики, истерики, нервные срывы, признаки депрессии, такие как апатия и постоянная подавленность, и другие отклонения.

Иногда поводом может быть просто информационная недостаточность. С одной стороны, сейчас много всего написано в интернете, с другой стороны — родителям от этого не легче, не хватает структурированной информации. Часто родители приходят с таким внутренним вопросом: «А нормально ли это?»

Если говорить про внешние ситуации, поводом обратиться к психологу может быть переезд, смена школы, развод родителей, появление брата или сестры, травма, смерть кого-то из близких

Иногда даже смерть домашнего животного может оказаться важной для ребенка

К некоторым запланированным изменениям стоит подготовиться — тот же переезд, эмиграция, развод, рождение еще одного ребенка. Здесь можно заранее пойти психологу, чтобы помочь ребенку пережить стрессовые ситуации.

Тесты для детей и подростков

В этой категории я собрала самые интересные и полезные методики для подрастающего поколения. Подростки могут пройти их самостоятельно, маленькие дети – с помощью родителей.

Очень популярная у психологов проективная методика. С помощью нее можно провести глубокий анализ личности испытуемого. Подходит для любого возраста, но особенно часто используется для тестирования детей. Испытуемому предлагается нарисовать на листе A4 дом, дерево и человека. После этого нужно ответить на 158 вопросов по поводу готового рисунка.

Методика поможет выявить самые эффективные способы обучения для вашего ребенка. От правильного подхода к выбору обучающего стиля зависит скорость и качество усвоения материала. Желательно, чтобы ребенок прошел его до поступления в школу. Это даст вам возможность помочь ему быстрее пройти адаптацию.

Этот тест нужно проходить родителям. В нем 45 вопросов, касающихся поведения и самочувствия ребенка, на которые нужно ответить “да” или “нет”. Он позволяет оценить выраженность таких расстройств, как вегетативные дисфункции, нарушение аппетита, сна и поведения, депрессивные и астенические расстройства, фобии и страхи.

Методика помогает определить отношение детей в возрасте 10–16 лет к себе и к другим людям

Очень важно, чтобы у ребенка в этом возрасте сформировалась способность принимать не только человеческие достоинства, но и недостатки, проявлять терпимость к чужим слабостям и ошибкам. Это залог эффективного межличностного взаимодействия

Ближе к окончанию школы ребенок начинает задумываться о выборе профессии. Выбор этот очень непростой и важный. Чтобы работа приносила удовольствие и была максимально успешной, нужно учесть индивидуальные особенности. Для этого и создана методика. Она помогает определить, с чем у человека лучше всего получается взаимодействовать в процессе деятельности: с людьми, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.

Как использовать теорию Берна в общении

Когда мы измотаны, возбуждены, то обращение к нам с позиции взрослого можем расценить как нападение на нашего внутреннего ребенка. А кто заступается за детей? Верно. Родители, но они же ненароком (или специально) обижают детей. Так и будут воевать дети и родители, пока кому-то это не надоест, а точнее пока организм одного из участников не даст сбой (истерика, гипертония, обморок).

Вообще продолжение истории зависит от силы выраженности каждой из ролей в человеке. Если родитель слабый, то человек встретит упрек молча, сглотнет и уйдет, сетуя на несчастную судьбу. Сути это не меняет: проблема останется нерешенной.

Если представить визуально образовавшуюся группу из участников общения (два взрослых, два родителя, два ребенка), то голова начинает болеть от этого базара. Но проблема еще и в том, что решать продуктивно дела могут только взрослые, которых не слышно за криками родителей и детей. В итоге проблема либо остается не решенной, либо решается после скандала. Но зачем тогда тратить на него время? Не проще ли сразу корректно ответить оппоненту?

Конфликтовать, а точнее решать разногласия, можно и нужно с позиции взрослых. Это и называется продуктивным конфликтом, цель которого лучше узнать друг друга, понять и прийти к общему решению.

Поможет в этом психологическая гибкость и умение внешне подчиняться. Суть в том, что вы соглашаетесь с предъявленной вам претензией, потом говорите комплимент оппоненту и повторяете просьбу. В нашем примере с семьей это может выглядеть так: муж ответит, что он действительно как дитя, но зато жена его умница, всегда знает, где и что лежит, аккуратная, и, конечно, поможет ему найти галстук и научит поддерживать порядок.

Это не слабость, не унижение личностного достоинства (вероятно, сейчас в вас заговорил ребенок, который не хочет так поступать). Это проявление гибкости ума и психики, ответ взрослого человека, готового быстро и конструктивно решать проблемные вопросы. Гибкость подразумевает способность легко и быстро перестраиваться между внутренними ролями взрослого, ребенка и родителя. Если же этой подвижности нет, то отмечается:

  • бессилие взрослого при господстве родителя или ребенка (я все понимал, но ничего не смог сделать);
  • потакательство родителя ребенку (например, удовлетворение своих «хочу» на фоне слабого финансового положения или торжества, кредиты на свадьбу).

Гибкий человек умеет быть разным:

  • На работе отдавать первенство взрослому, а ребенка отводить на последнее место.
  • С друзьями в неофициальной обстановке или с любимым человеком наедине он даст волю своему внутреннему ребенку.
  • Для исполнения традиций, норм понадобится родитель.

Очень хорошо, если и партнер обладает этой психологической гибкостью. Ну, а если не обладает, то вы уже знаете, как с этим бороться. Как развить преобладающую роль взрослого:

  1. Научитесь своевременно реагировать на первые звоночки от ребенка или родителя, не принимайте автоматических решений, научитесь успокаиваться и выжидать. Поможет в этом саморегуляция.
  2. Приучите себя спрашивать в моменты сомнений: «Это правда?», «Откуда пришла эта мысль, желание?», «Это приемлемо в данном случае?»
  3. Пребывая в плохом настроении, спрашивайте себя, на что или на кого обиделось внутреннее дитя.
  4. Научитесь выводить на роль взрослого своего партнера. Для этого достаточно пару раз ответить по описанному выше методу, например, начальнику, требующему невыполнимое задание и восклицающему «Сами сообразите, как сделать, в конце концов, для чего вы тут!»: «Если бы я знал, как это сделать и мог думать так же хорошо, как вы, то давно был бы начальником, а не подчиненным. Так как это сделать?» Да, возможно, в ваш адрес поступит еще несколько упреков, но если вы будете держаться таким же молодцом, то все что останется начальнику – спуститься с позиции родителя на позицию взрослого. Итак, чтобы вывести партнера на позицию взрослого, нужно согласиться с его упреком, а потом задать вопрос.
  5. Никогда не смотрите сверху-вниз. Идеально смотреть наравне глаза в глаза. Это позиция взрослого. Сверху вниз смотрит родитель, который в теории Берна всегда нападает, выдвигает претензии (хотя иногда и опекает). Уж лучше смотрите чуть снизу (это отдающееся во власть партнера дитя), но ведите себя при этом как взрослый.

Проблема 1: страх повредить самооценке ребенка

«Родители должны любить своих детей безусловно, не за какие-либо достижения, не за красоту или ум, а просто так, просто за то, что они есть», — утверждает Юлия Гиппенрейтер. При этом безусловная любовь несовместима с оцениванием ребенка. Мама может сказать сыну, победившему на соревновании, что она очень рада его успехам, но фраза «Какой же ты молодец!» будет лишней

Иными словами ругать и хвалить нужно поступок, а не человека, и с критикой в целом нужна осторожность. Ведь именно от мамы и папы ребенок узнает, хороший он или плохой, способный или глупый, и так формируется его самооценка. 

Широко распространено мнение, что низкая самооценка — причина многих проблем в жизни, что сомневающиеся в себе люди хуже успевают в школе, больше склонны к разного рода зависимостям, им сложнее заводить друзей. Однако выводы американского социального психолога Роя Баумейстера, который долгие годы изучал, как взаимосвязаны восприятие себя и действия человека, заставляют несколько иначе взглянуть на проблему. 

В ходе своих исследований ученый установил, что: 

  • высокая самооценка и академическая успеваемость не связаны; 
  • люди с высокой самооценкой склонны считать себя лучше других и, например, перебивать в разговоре; 
  • люди с высокой самооценкой склонны осуждать «чужаков»; 
  • самооценка не связана с алкоголизмом и курением; в некоторой степени высокая самооценка может даже быть связанной с повышенным пристрастием к алкоголю. 
  • люди с высокой самооценкой вообще больше склонны к рискованному поведению. 

Особенно Баумейстера интересовала связь между самооценкой и преступностью. Считалось, что дети с низкой самооценкой совершают преступления, потому что не находят поддержки у сверстников и не имеют успеха у противоположного пола, они стесняются обратиться за помощью к взрослым; преступление для них — своего рода способ повысить самооценку.

«Высокая самооценка, точно так же, как и низкая, — это неверное представление человека о себе: излишняя самоуверенность, убежденность в безграничных возможностях и часто — ощущение безнаказанности и вседозволенности. 

Если детей постоянно критиковать, то они могут вырасти как с низкой самооценкой («Если мама с папой говорят, что я плохой, значит, так и есть»), так и с завышенной («Сделаю все, чтобы доказать родителям, что я хороший»). Первые часто страдают депрессией, вторые становятся бунтарями и достигаторами. Если, наоборот, только хвалить, не замечая реальной личности ребенка, то, скорее всего, сформируется нарциссизм. Поэтому лучше всего соблюдать золотую середину и отражать ребенку реальную картину действительности», — уверена психолог Ирина Лебедева.

Что влияет на рост ребенка

Существует несколько факторов, которые определяют, насколько высоким или низким будет ваш ребенок, включая:

1. Пол

Мальчики как правило выше девочек. К концу полового созревания у них наблюдается задержка роста. Эта задержка дает им преимущества в 2 года перед окончательным скачком роста. 

До 12-13 лет у мальчиков и девочек примерно одинаковый рост, но, перешагнув этот рубеж , рост девочек выравнивается, а мальчики продолжают расти до 17-18 лет. 

В некоторых случаях девочки вырастают выше мальчиков в зависимости от наследственных факторов.

2. Наследственность

Рост человека, как правило, передается по наследству. Многие члены одной семьи растут одинаковыми темпами и имеют похожий рост. Однако это не означает, что у невысоких родителей не может быть очень высокого ребенка.

3. Состояние здоровья

Если у ребенка есть некоторые заболевания, это может повлиять на его рост, как например, при синдроме Марфана — генетическом заболевании, при котором человек вырастает необычно высоким.

Среди болезней, которые могут вызвать низкий рост у ребенка, можно отметить артрит, целиакию и некоторые виды рака. Также дети, принимавшие определенные лекарства, такие как кортикостероиды в течение длительного периода могут не вырасти достаточно высокими.

4. Питание

Рост требует много энергии

Дети с лишним весом часто бывают выше других, но оставаться в форме крайне важно для развития детей.. Сбалансированное питание помогает ребенку достичь максимального роста

В то же время, если в питании не хватает важных питательных веществ, это может задерживать рост ребенка.

Сбалансированное питание помогает ребенку достичь максимального роста. В то же время, если в питании не хватает важных питательных веществ, это может задерживать рост ребенка.

5. Физическая активность

Физические упражнения важны для того, чтобы оставаться в форме и быть здоровым. Кроме того, физическая активность помогает росту и развитию ребенка, а ее отсутствие замедляет рост из-за слабой костной структуры.

Как заставить подростка делать уроки?

Для того, чтобы понять, как заставить подростка делать уроки, нужно подробно выяснить его интересы, после чего доступно объяснить, чем ему может быть выгодна и полезна хорошая учеба в школе. Тут уместны только реальные факты, которые совпадают с жизненными целями подростка, ведь правила и догмы «потому что так надо» он сразу отвергнет напрочь. После подробного диалога дайте ребенку время осмыслить ваши доводы и принять решение.

Нередко негативное отношение к школе и ко всему, что с ней связано, вызвано проблемными отношениями со сверстниками, учителями и т. д. Родителям нужно выяснить причину возникших у ребёнка трудностей. И помочь ему преодолеть проблему. Если подросток систематически подвергается нападкам со стороны других детей, не ждите, что проблема разрешится сама собой. Решить её, чаще всего, под силу только взрослым. В этом им поможет статья Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста.

Кто формирует запрос?

Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие. 

Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.

Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются. 

Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.

Подсчитаем результаты

13-15 баллов

Поздравляем, доверие крепко обосновалось в ваших отношениях, и дети открыты в своих чувствах к вам. Им легко делиться своими мыслями, и они точно знают, что их поддержат и подскажут правильное решение. Постарайтесь сохранить такое чудо в своей семье надолго, но знайте, что с возрастом у взрослеющего чада могут появиться небольшие секреты, которые нужно уважать.

7-12 баллов

Бывает, что в разговоре с вами ребенок кое-то утаивает. Этому может быть несколько причин: он боится не оправдать ваши надежды или рассердить вас. Может быть, вы возлагаете на малыша слишком много ожиданий? Чаще проявляйте ласку и нежность и покажите, что ребенок дорог вам сам по себе, а не только в сочетании с хорошими поступками.

Менее 7 баллов

Может быть взрослые проблемы мешают вам видеть радость повседневной жизни или трудности затмили то сияние, которое излучает ваш малыш? В любом случае, пока ваш ребенок не торопится обсуждать с вами свои переживания. Когда вы злитесь, сердитесь или раздражаетесь – помните, что кроха рядом с вами может принимать это на свой счет. А ведь это поступки могут быть плохими, а малыши всегда любимые и родные. Расскажите им, как вы их любите и как вы готовы выслушать их и помочь разобраться. Проявляйте терпение и такт, и постепенно доверие восстановится.

Всегда помните, что правило “Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе” работает и с детьми. Поэтому доверяйте их открытым сердцам – и пусть в вашей семье царит мир!

Как выстроить отношения с подростком?

Для начала стоит прекратить рушить отношения: обесценивать, критиковать, оскорблять, унижать и выступать в роли надзирателя. Сложно говорить о доверительных отношениях между начальником и подчиненным.

Это период, когда родителям очень сложно: есть тревога за будущее ребенка и ощущение, что контроль извне помогает ему в этом будущем закрепиться или получить бонус для дальнейшего развития. Кажется, что если прекратить контролировать подростка, его жизнь полетит под откос. Получаются как бы чаши весов: на одной — хорошие отношения, на другой — хорошее будущее.

Однако подростки в этом смысле очень показательны — они не дают собой управлять. То есть родители попытки предпринимают, отношения рушат, а результата нет.

На консультациях это можно показать простым способом. Психолог задает родителям вопрос: «А что вы делаете?» Родители отвечают. Затем психолог спрашивает, какой результат они хотят и какой получают. Становится ясно, что они не совпадают. Как только родители понимают, что их действия контрпродуктивны, им может быть проще отказаться от них.

В подростковом возрасте меняет запрос на коммуникацию. Если раньше был большой сильный взрослый и маленький зависимый ребенок, то теперь подросток хочет к себе другого отношения — даже если на самом деле он еще остался маленьким и зависимым

Родителям важно перестроиться

Есть простой лайфхак. Упрощенно представим, что существуют две функции общения:

  1. Человеческая: обмен информацией, эмоциями, впечатлениями — так мы общаемся с друзьями.
  2. Родительская — контроль, менеджмент, планирование, мотивация.

Можно понаблюдать за собой, чтобы понять, в какой роли чаще происходит общение с подростком. Обычно это родительская роль: на коммуникацию с ребенком времени мало, мы пытаемся «нанести» максимум пользы из директивной позиции. Эффекта от этого немного, а вред для отношений может быть существенный.

Чтобы наладить контакт, важно выровнять баланс между двумя ролями, а лучше сделать перекос в обратную сторону. То есть найти время общаться с подростком по-человечески, когда родителям ничего от него не надо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: