Понятийное мышление: зачем оно нужно, если и без него неплохо?

Какие виды логического мышления существуют

В психологии выделают несколько типов названного навыка (или, вернее, группы навыков и подходов). Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации.

Абстрактно-логическое мышление

Это основа названного концепта. Когда говорят о логике, имеют в виду именно эту часть деятельности. В ее фундаменте лежит способность невербально, с большой скоростью и эффективностью выстраивать сложные связи, находить отношения, подмечать малозаметные факты, классифицировать их. Также, человек с высокой культурой подобного рода способен быстро отсеивать «шелуху», находить неявные связи, приходить к нетривиальным выводам. Самостоятельное выдвижение сложных гипотез, формулирование собственных теорий также относится к важным навыкам в рамках названного способа умственной активности.

Важное качество, о котором не стоит забывать — это непротиворечивость. То есть отдельные аспекты, выводы, должны согласоваться между собой и с общей канвой рассуждения

В противном случае это «псевдологика» и толку от нее мало. Возможные собственные огрехи в рассуждениях также нужно подмечать и вовремя устранять. Ошибки возможны даже при развитом навыке.

Отличие между степенями развития заключается в способности их найти и устранить. Абстрактная разновидность требует долгого развития, составляет основу для всех прочих видов. При достаточном освоении, проблем уже не возникает.

Словесно-логическое мышление

Подвид, основанный на вербальных способностях. То есть способностях облекать свою мысль в речь и доводить ее до аудитории. В том числе и письменно. Навык играет огромную роль в деле ораторов, писателей и публицистов, литераторов. Не обойтись без способности непротиворечиво формулировать мысли ученым, работникам образовательной среды.

Существует и важный парный навык. Уметь оценивать речь другого, подмечать все неточности и противоречия. То же самое касается и текста. Незаменимым умение анализировать чужие мысли оказывается при составлении рецензий, работы публичным оратором (например, адвокатом). Парадоксально, но хорошо развитый абстрактный вид логического мышления не означает, что человек автоматически будет достаточно эффективен в вербальной форме.

Чтобы стать компетентным в названной сфере необходимо обладать широким словарным запасом, обязательны навыки грамотный речи. Способность точно передавать мысли рождается с опытом и с ним же развивается. Поэтому все можно поправить при должном количестве часов практики. Другое название этой группы навыков — вербально-логическое мышление. Конкретные примеры, когда требуется понимание подобного подхода – выступление в судебном заседании. Адвокат — эталонный пример. Он должен с одной стороны суметь подготовить собственную речь, отстоять позицию, если у второй стороны или суда будут вопросы. С другой же — обнаружить неточности в выступлении оппонента, подловить его на двусмысленных формулировках и прочем. Такой человек должен обладать обширным арсеналом навыков: от системного анализа на месте и до грамотной аргументации, умения дискутировать, быстро ориентироваться в ситуации.

Зрительно-логическое мышление

Требуется при ситуативном анализе. Большую роль играет в работе криминалистов, судмедэкспертов, врачей разных специальностей. Работники подобных профилей имеют дело в основном со зрительным, наглядным материалом: будь то место следственных действий, рентгенография (снимок), картинка на экране аппарата УЗИ или что-то другое в том же духе. Задача специалиста — отследить важные визуальные данные и правильно их интерпретировать, встроить в общую картину и создать непротиворечивую концепцию. В случае с врачами, это может выглядеть так. Специалист лучевой диагностики делает снимок, расшифровывает его и дает общие сведения о состоянии легких (как вариант). Он не занимается постановкой диагнозов. Его лепта заключается в оценке характеристик органа, поиске аномалий. Это требует развитого логического мышления. Терапевт или пульмонолог на основе данных рентгена и прочих объективных исследований уже делают выводы по диагнозу. Что требует навыков систематизации и глубокого анализа.

Не всегда нужно, чтобы все три разновидности были развиты в равной, высокой мере. Здесь все зависит от самого человека, его желания, профессиональной деятельности, опыта. Все решают навыки и готовность к практике. Без логического мышления в любом случае не обойтись. Оно лежит в основе познания. Тем более не добиться успехов в академической, научной деятельности, если не освоить столь богатый инструментарий.

Проведение исследований

Наиболее эффективными и актуальными методами исследования принято считать вербальные формы с бланками вопросов и ответов. Весьма распространена методика «Сравнение понятий». Испытуемому предлагается 22 пары различных понятий, 15 из которых относятся к одному семантическому полю, а оставшиеся — к разным. Наличие правильных ответов по 15 парам одного поля оценивается в баллах, после чего результаты подсчитываются и суммируются. Хорошим показателем принято считать результат в 10-15 баллов

В ином случае необходимо обратить внимание на недостаточное умение испытуемого обобщать и выделять признаки различных понятий

Другим популярным вербальным исследованием понятийного мышления является методика «Логики связей». Обычно она применяется в классических трудах вроде «Сложных аналогий». Данная методика устанавливает степень понимания испытуемым абстрагированных типов связей между отдельно взятыми понятиями

Еще одно не менее важное исследование называется «Исключение лишнего». Совокупность всех трех бланковых тестов позволяет сделать предварительные выводы о качественном уровне понятийного мышления человека

Как избавиться от клипового мышления?

Вот несколько методов:

  1. Метод парадоксов. Его использует Михаил Казиник, профессор и педагог, популяризатор классической музыки. Этот метод основан на создании противоречия, которое побуждает к критическому восприятию информации. Для каждого явления или исторического события можно найти два взаимоисключающих тезиса и попробовать проанализировать каждый из них. К примеру, Бетховен был гениальным композитором, будучи глухим.
  2. Чтение книг — художественных и публицистических. Не обязательно сразу браться за многотомную классику — можно начать с более современных авторов, уделяя чтению сначала по 10, затем — по 20 и 30 минут в день. Для дополнительной мотивации поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации книги, которую собираетесь читать.
  3. Изложение или сочинение. Постарайтесь написать краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи. Честно отразите отрицательные и положительные моменты, аргументируя свое мнение.
  4. Участие в дискуссиях. Те же соцсети открывают нам доступ к идеальной площадке для развития критического и системного мышления. Участвуя в спорах по актуальным темам, ищите в качестве аргументов статистические исследования, публикации в авторитетных источниках и подкрепляйте каждое свое высказывание. Но самое главное — внимательно выслушивайте контраргументы или даже сами их приводите, привыкая к объективному взгляду на все.
  5. Цифровой детокс. Время от времени устраивайте себе отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Проводите время за рисованием, чтением книг, прогулками, общением с близкими.
  6. Медитация. Речь не о духовных практиках, а о мыслительном упражнении, которое помогает вам сосредоточиться, избавиться от фоновой тревоги и информационного шума. Это тренирует мозг и помогает на психологическом уровне.
  7. Когнитивно-поведенческая терапия. Раздел психотерапии, который отвечает за «перенастройку» мозга и избавление от вредных мыслительных привычек.

Пять способов развить критическое мышление

Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.

Плюсы и минусы клипового мышления

Клиповое мышление обладает как отрицательными, так и положительными чертами.

Минусы:

  1. Человек становится податливым к манипуляции. Короткая эмоциональная реклама затуманивает разум, и вы уже несете ненужный товар на кассу.
  2. Поверхностные знания и языковой минимализм – проблема современных школьников. Дети не могут построить предложение, сформулировать мысли, выделить главное, пересказать текст. Школьники и студенты ищут информацию в Википедии и не проверяют сведения из сети на достоверность.
  3. Долгое концентрирование на одной теме. Легче прочитать и забыть несколько коротких постов, чем погрузиться в художественное произведение. Ведь последнее требует терпения, времени и напряженной работы мысли.

Плюсы:

  1. Быстрая реакция. Клиповое мышление учит быстро реагировать на новости, сообщения, картинки. Это полезно в экстренной ситуации, когда нужно немедленно принять решение.
  2. Не нужно хранить в голове много информации. Ведь можно «погуглить» и получить ответ.
  3. Навык делать несколько дел одновременно. Многозадачность востребована в современной жизни. Человек печатает ответ на письмо, листает новостную ленту и параллельно слушает музыку.Этот плюс может превратиться в минус, так как наш мозг способен концентрироваться только на одной задаче. В итоге многозадачность обернется подавленным состоянием, рассеянностью, дефицитом внимания.

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 
Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). 
С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно — логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Свойства и функции мышления

Все виды мышления выполняют четыре основные функции:

  1. понимание;
  2. решение задач;
  3. генерация собственных целей:
  4. рефлексия.

Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.

Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.

Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр. Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией

Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем

Девушка учится водить

Компоненты

В зависимости от конкретной задачи, которую нужно решить, а также характера информации, которую предстоит обработать, мы используем разные мыслительные операции. Их называют компонентами мышления.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Выделяют несколько компонентов:

Анализ. Это изучение предмета или явления путем разделения его на части.

Синтез. Обратное анализу понятие. Означает изучение чего-либо через соединение разрозненных частей в одно целое.

Сравнение. Сопоставление свойств разных предметов для поиска их сходств и различий.

Абстрагирование. Отвлечение в процессе познания от несущественных деталей с целью выделить важные признаки.

Конкретизация. Противоположное абстрагированию понятие

Человек в данном случае обращает свое внимание на частности, изучая их по отдельности.

Обобщение. Переход от частного к общему, т

е. объединение предметов и явлений путем выделения общих признаков и свойств.

Классификация. Распределение предметов или явлений на классы, группы, отделы по общим признакам.

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные признаки:

  • строится исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате представлений, сформированных в процессе жизненного опыта и на основе восприятия окружающей действительности;
  • призвано не только решать насущные задачи в реальности — часто уводит от неё в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • отлично развито у творческих натур: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, модельеров, парфюмеров;
  • позволяет представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы.

В примитивной форме начинает складываться ещё у трёхлетнего ребёнка. Он хватает за хвост кота, потому что тот у него в голове ассоциируется с любимой мягкой и пушистой игрушкой. Если животное его в такой момент поцарапает, в будущем он будет сторониться кошек, так как в голове будет возникать этот злой образ, который причинил боль. Учёные считают, что зачатки НОМ присущи определённым животным, которые, например, держат в голове образ хозяина и узнают его из тысячи других людей.

Зачем нужно понятийное мышление

Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?

В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления. Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.

Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.

Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.

Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.

Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.

Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.

Для чего нужно понятийное мышление:

  1. Для синтеза, анализа, сравнения, обобщения и систематизации явлений, признаков, процессов.
  2. Для понимания причинно-следственных связей явлений и процессов.
  3. Для понимания сути, родовой и видовой иерархии предметов, процессов, явлений.
  4. Для понимания процессов и явлений, которые нельзя проверить эмпирическим путем.
  5. Для донесения окружающим информации, которую нельзя продемонстрировать наглядно.
  6. Для принятия решений и адекватного осознания их последствий.
  7. Для взаимопонимания в обществе, семье, на работе.

Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.

Что это такое

В психологии даётся следующее определение: наглядно- или предметно-образное мышление — это зрительное представление ситуации в уме и умение производить с ней необходимые операции для решения определённой задачи, при этом не совершая никаких практических действий в реальности. Сокращённо — НОМ. Приводит к мгновенному результату. За него отвечает правое полушарие мозга. Играет важную роль в жизни человека:

  • это первая стадия онтогенетического развития, без которой невозможно дальнейшее формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления;
  • оно служит базой для формирования основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения и обобщения;
  • чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются различные проблемные ситуации;
  • раскрывает многогранные стороны бытия;
  • способствует развитию творческого начала.

Понять суть данного явления помогут примеры.

Вы всматриваетесь в лицо человека, который кажется вам знакомым. При этом прокручиваете в голове образы бывших одноклассников, коллег, родственников. Наконец, вспоминаете однокурсника, с которым вы не виделись лет 15. В уме вы искусственно «состариваете» его и получаете именно то лицо, которое сейчас перед вами.

Или ещё один бытовой пример. Вам надо переставить мебель в комнате. Можно начать её сразу двигать, пробуя разные идеи. Однако уже через пару часов, если не раньше, вы выдохнитесь или вам просто надоест это делать, а результат всё ещё будет далёк от идеала. Или решите рисовать разные варианты интерьера. Однако и тут можно потратить тонны бумаги, но при этом так ничего путного и не придумать. Образное мышление позволит прокрутить все возможные модификации в голове и уже через минуту выдаст то, что и куда нужно поставить.

Достаточно тесна связь образного и вербального мышления. Чем ярче и отчётливее человек представляет картинку в уме, тем лучше и понятнее он сможет объяснить решение задачи или проблемной ситуации.

Наглядно-образное мышление

Основным средством умственной деятельности подобного вида являются образы. Они, в свою очередь, представляют собой результат осмысления действительности и ее чувственного восприятия. Другими словами, образ представлен не в виде фотографического отпечатка объекта. Он является результатом работы мозга человека. Именно поэтому мысленно создаваемый индивидом объект имеет некоторые отличия от оригинала.

Мышление людей способно оперировать тремя видами образов. Среди них:

  1. Образы восприятия. Они имеют непосредственную связь с органами чувств человека и представляют собой запахи, звуки, картинки и т.д. Такие образы также нельзя сравнить с фотографической копией реальности. Ведь человек всегда может не рассмотреть тех или иных деталей или чего-то не расслышать. Мозг дополнит и домыслит все, чего не хватает для создания целостной картинки.
  2. Образы-представления. Это информация, которая в течение длительного времени продолжает храниться в памяти человека. Со временем такие образы становятся все менее точными. Не слишком важные и значимые детали забываются или утрачиваются.
  3. Образы воображения. Данные элементы представляют собой результат деятельности одного из самых неизведанных познавательных процессов. Используя воображение, человек способен воссоздать нужный образ по описанию или придумать тот объект, который он никогда в жизни не видел. Тем не менее все это имеет непосредственные связи с реальностью, так как служит результатом комбинирования и переработки той информации, которая хранится в памяти человека.

Каждый из перечисленных видов образов принимает активное участие в познавательной деятельности индивида. Используются они и при осуществлении человеком абстрактно-логическом мышлении. Без создания образов становится невозможным решение различных задач, а также творческая деятельность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: