Капоэйра что это такое? что за вид спорта?

Капоэйра вполне эффективна в боевых условиях

Говорят, что техника капоэйра не только внешне эффектная, но еще эффективна в том числе и в реальном, а не игровом сражении. Если речь идет о таких ударах, как мартело (в варианте лоу кик), чапа байкса (в колено передней ноги соперника), понтейра (в пах или колено) или джоелхада, то в это можно поверить. А вот боевое использование высоких маховых ударов, тем более с полным разворотом попросту немыслимо. Правда, в некоторых книгах пишут, что удар, стоя на одной руке в разножке может использоваться в комбинации вместе с маневром ухода. Так можно не просто уйти от атаки противника, но и контратаковать его, использовать против вертушки или других низких движений с прицеливанием в голову. «Ау батидо» может использоваться также для ухода и защиты от разных ударов руками и ногами, часто этот элемент выполняется стоя на одной руке. Люди обычно видят акробатические элементы капоэйры, считая их просто красивыми движениями. На самом деле вполне реалистично адаптировать их для уличной драки. Так, удар ногой из колеса может оказаться очень мощным и вывести нападающего из строя.

Капоэйра

Алекс Громов

Это
загадочное боевое искусство и философия, танец и музыка, было давным-давно
создано в Бразилии африканскими рабами. Споры о том, что же считать ее родиной
– Бразилию или Африку, не утихают до сих пор.  

Как
рассказывают легенды, этот таинственный ритуальный танец, включающий в себя
элементы единоборства, не только помогал невольникам, привезенными из Африки,
сохранять свои традиции и боевую форму, но и был нечто вроде тайного общества,
готовящего востания и заботившегося о своих членах. Это своеобразный тайный
язык, включающий поэзию, танец, ритмичную музыку и пение под сопровождение
экзотических музыкальных инструментов беримбау (в форме лука), бубнов и
барабанов. Но с давних времен уникальность капойэры состоит в том, что игра на
необычных этнических музыкальных инструментах и групповое пение – являются не
просто дополнением к поединку, а неотъемлимой частью этого боевого искусства.
Это напоминает процесс обучения японских самураев, которые должны были уметь не
только владеть оружием, а писать красивые стихи, рисовать и даже играть на
музыкальных инструментах.

Первые
десятилетия существования капойэры практически никому неизвестны – ведь самый
раннний дошедший до нас исторический документ датируется уже 1770 годом, спустя
почти два века после ее «незадокументированного возникновения».  

Кстати,
и первые документы, посвященные капойэре, представляют собой не что иное, как
полицейские протоколы Рио и других городов, посвященные задержаниям и прочем
беспорядкам.

Ведь
многие рабы, владевшие этим боевым искусством, уходили с плантаций в города и
часто принимали участие во всяческих мятежах, восстаниях и беспорядках. К тому
же существовали и многочисленные тайные кланы – это одна из причин почему
исторически принято давать занимающимся новые имена-прозвища – по ним могли
найти их хозяев только свои же посвященные.

Поэтому
долгое время (до 1920 года) капойэра была в Бразилии под запретом, а
занимающиеся ей (и особенно мастера) преследовались полицией.  

Первая
официальная школа капойэры открылась только в 1932 году, а вскоре капойэре
присвоили и статус национального спорта.

Так
и началась ее новая жизнь, включающая одновременно множество ипостасей — «Это и
поединок, и танец, и философия – праздника, радости, абсолютного владения своим
телом и осознания своих возможностей». Капоэйра представляет собой ритуальный
поединок-диалог («рода»), в котором побеждает самый ловкий и техничный. Песни
звучат по традиции на португальском языке – ведущий поет, а остальные хором ему
подпевают, повторяя при этом припев или сам куплет по многу раз.

Поединки
в капоэйра чаще всего бесконтактные, главное – поддержать ритм и скорость,
«показать противнику его слабые места, продемонстрировать свое искусство
владения телом.», побеждает не самый сильный и даже самый выносливый, а лишь
самый ловкий и техничный, умеющий вовремя чувствовать противника и заранее
предугадывать его намерения, опережая их, и обозначивая (в смысле – нанося)
опередающий удар.

Тексты
песен капойэры – самые разные, вовсе не религиозные, а простые и «доходчивые»,
от философских, до любовных, или рассказывающие о жизни и подвигах великих
мастеров прошлого, о длинном пути на дороге жизни. При этом даже необязательно
знать португальский язык – многие просто подпевают на слух, зовороженные общим
ритмом и настроением.

Сама
музыка неотделима от схватки – она вместе со стихами песни создает особый ритм,
приближающий исполнителей к особому состоянию транса, которое в этой борьбе
даже имеет свое особое название – так называемое «состояние Аше», состояние
всеобщей радости, веселья, самопознания и экстаза от понимания собственных
возможностей.

Капоэйра
– это не только борьба.

Это
– стиль жизни, вечный поиск друзей и врагов.  

Врагов,
которые могут стать друзьями.

Если вы приняли решение…

Перед тем, как начать заниматься капоэйра, рекомендуется просмотреть видео с капоэйра, которое поможет вам составить представление о данном виде единоборств. В России достаточно популярна «Абада капоэйра», являющаяся представителем самой обширной школы боевых искусств в мире. Видео с уроками капоэйра, представленные данной школой, раскроют перед вами тайну этого искусства.

Перед первым посещением следует знать некоторые правила:

  • Занятия в основном проводятся босиком.
  • Форма, которую вы будете носить на тренировке, должна быть изготовлена из натуральных материалов.
  • Одежда для занятий должна быть удобной, не сковывать движений, но и несвободной, чтобы не возникала необходимость ее постоянно поправлять или отдергивать.

В данном боевом искусстве отсутствуют стойки, но существуют основные шаги, которыми являются «защита руками» и «перемещение по треугольнику». «Джинга» – это базовое перемещение в капоэйра, которое не сразу дается новичкам. На основе «джинги» построено большинство элементов боя.

Каждое занятие начинается с предварительной разминки и разогрева под музыку капоэйра, что помогает избежать возникновения непредвиденных травм.

Не все телосложения пригодны для капоэйры

Можно увидеть свои плюсы в любых недостатках. Если человек высокий, то это значит, что у него длинные ноги, и он сможет дальше ими доставать. Низкий же человек будет более быстрым и сможет чаще опережать своих соперников. Любой недостаток может сослужить хорошую службу, наделив обладателя некоей уникальной особенностью. Осталось только выявить ее и научиться ею пользоваться. В мире футбола немало вратарей среднего роста, которые компенсируют рост прыгучестью. Легендарный российский гимнаст Алексей Немов для гимнаста считается слишком высоким, но это не мешает ему крутиться так, что не каждому низкому атлету под силу. А Сильвестр Сталлоне является мировой кинозвездой, а ведь в свое время его критиковали и за искривленный рот, за отвратительную мимику и невнятную речь. Так что добиться можно всего, если к этому действительно идти.

Капоэйра развивалась самостоятельно

В специальной литературе можно встретить утверждение о том, что капоэйра на протяжении веков развивалась самостоятельно, без какого-либо взаимодействия с другими боевыми искусствами. Именно это и обуславливает уникальность учения. Считалось, что чернокожие рабы попросту не могли изучать единоборства белых людей, тем более не имея доступа к восточным боевым искусствам. Скорее всего так и было примерно до конца XIX столетия. 13 мая 1888 года вышел «Золотой закон», освобождающий всех рабов. Тогда капоэйра стала постепенно заимствовать принятые в Европе система самообороны — бокс, борьбу. А среди практикующих это боевое искусство появились не только чернокожие бойцы, но и белые люди, европейцы. Через полвека после отмены рабства в Бразилии сложился стиль «Режионал», который по сути мы сегодня и наблюдаем. Стиль «Ангола», который позиционирует себя, как традиционная капоэйра сложила также на стыке XIX-XX веков.

Капойэра всегда была одинаковой

Говоря о создании Местре Бимба «Режионаля» следует отметить, что до того момента в капоэйре не практиковались высокие удары ногами, не было также и ударов в прыжке и головокружительных акробатических движений. Работа руками была слабо развитой, как и борцовская техника. Когда легендарный учитель преподавал бразильское боевое искусство, он параллельно обучался и сам. Местре Бимба брал уроки греко-римской борьбы, бокса, джиу-джитсу. Самые полезные технические элементы перекочевали и в капоэйру. Чуть позже игра получила и свои «фишки», с которыми сегодня и ассоциируется капоэйра. Если все эти инновации убрать, то получится то самое сырое, с которым и был вынужден работать Бимба. Методик преподаваний не было, а техника была скудной. Так один великий учитель значительно изменил капоэйру, о самостоятельном развитии говорить не приходится. В прошлом столетии боевое искусство стало плотно контактировать с другими подобными учениями, значительно видоизменившись под их влиянием. Характерные для современной капоэйры черты не появились сами по себе давным-давно. Даже традиционная «Ангола» совсем не то, что показывали чернокожие во времена своего рабства.

Направления и стили

В каждом отдельном регионе разновидность боевых искусств развивалась по-разному, поэтому на данный момент существует огромное разнообразие стилей. Наиболее ярким примером является капоэйра в Рио-де-Жанейро. Там она формировалась только как боевое искусство, а ее обязательными атрибутами были и являются до сих пор ножи, палки и лезвия. Не менее интересен вариант, который сформировался в штате Баия. Здесь капоэйра стала ритуалом, начала сопровождаться музыкой, и ни один поединок не мог пройти без звучания беримбау (национальный музыкальный инструмент с одной струной).

На сегодняшний день нужно различать следующие разновидности капоэйра:

  1. Ангола. Считается игрой исключительно стратегов и хитрецов. Этот вариант очень схож с обычной партией игры в шахматы, в которой один из партнеров создает определенную ситуацию, а второй – выходит из нее или начинает контратаку. Данная игра достаточно медленная по ритму, поэтому каждый игрок имеет возможность нанести быстрый и неожиданный удар. Основоположником этого стиля является мастер Местре Паштинья, передавший свой опыт и идеологию в известной книге под названием «Капоэйра Ангола».
  2. Режионал. Настоящая игра силы и скорости, разработанная Местре Бимба в 20 веке, отличается быстрыми ударами, подсечками, высочайшей скоростью и бросками. Создатель направления хотел сделать боевое искусство более эффективным, чтобы его последователи смогли применять навыки и в сражениях с представителями других искусств.
  3. Муджиньо. Стиль, представляющий собой игру взаимодействия и ловкости, был разработан Местре Суассуна. Этот человек заметил, что новые бойцы совсем стали забывать традиции. Основатель потратил более 16 лет на то, чтобы разработать технику и упражнения, где соединяется техника и экспрессия Анголы, а также скорость и динамика Режионала. Данный стиль отличается от остальных тем, что партнеры находятся на близком расстоянии друг от друга, показывая свою динамичную силу.
  4. Контемпоранья. Похожий на предыдущий стиль, сочетающий в себе традиции Режионала, Анголы, а также элементы акробатики. Такая капоэйра для начинающих не совсем подходит, так как для нее необходимо ознакомиться с иными направлениями. Хотя некоторые упражнения отсюда можно использовать в качестве тренировки.

Истории, ставшие легендами

О происхождении капоэйры существуют разные версии. Согласно самой популярной из них, рабов с плантаций часто морально и физически унижали. Поскольку они не были сплочены и у них отсутствовало оружие, то до восстаний дело доходило крайне редко.

Постепенно рабы учились на собственных ошибках и придумали оригинальное боевое искусство с использованием палки и ног в качестве главного оружия. Скрывая свои занятия от надзирателей, они тренировались под бой барабанов. «Часовой» давал условный сигнал, после чего рабы начинали танцевать, не привлекая внимания к своим боевым упражнениям.

С капоэйрой связано имя легендарного героя Зумби. Для бразильцев он воплощал сопротивление. Зумби был главой Пальмареса — крупного поселения беглых рабов. Даже длительная правительственная блокада не смогла сломить дух повстанцев, которые не сдавались целых семь десятилетий.

Капоэйра известна только в Бразилии

Еще в 1951 году капоэйра пришла в Европу. Тогда свое мастерство показала артистическая труппа в туре по континенту. После того, как публика с интересом восприняла новое учение, отдельные специалисты остались в Европе, выступая сольно и обучая последователей. В 1975 году началось регулярное преподавание капоэйры в США, в Нью-Йорке. С 1980 года капоэйра начала непрерывно развиваться и в Европе, пионером тут выступила Германия. С 1987 года в Старом Свете регулярно организуются летние лагеря, где мастера из Бразилии делятся своим опытом. Сегодня в Европе проводятся даже фестивали капоэйры. В СНГ это боевое искусство пришло в 1996 году, когда состоялся первый семинар. Сейчас капойэрой занимаются на всех континентах несколько миллионов человек.

Виды

  • Capoeira regional. В 1932 году Местре Бимба, в дальнейшем ставший одним из людей, которые вывели капоэйра на новую ступень развития, открывает первую школу, где начинают преподавать капоэйра для начинающих. Именно Бимба придумывает новый стиль в этом боевом искусстве и называет его Capoeira regional. В основу его методики заложены правила нескольких ранних школ, а техника преподавания максимально усовершенствована. Он изобретает «восемь последовательностей Бимбы», которые и по сей день являются азами для тех людей, которые выбирают данное направление.
  • Capoeira angola. К числу людей, внесших вклад в развитие капоэйра, можно отнести и Местре Пастинья, который создал свою школу в 1941 году. В основу обучения капоэйра он закладывает традиции игры, основываясь на ритуальном характере данного вида искусства.
  • Capoeira contemporânea. Современный вид этого единоборства, который включает в себя методику двух предыдущих стилей.

По движению в танце капоэйра очень трудно понять к какому направлению относится этот стиль. В основе каждого стиля заложено, как минимум 2 определенных аспекта. Первый стиль (regional) опирается на скорость и быстроту рефлексов. Второй стиль (angola) основывается на глубокой осмысленности любого из движений. Что-то среднее лежит в третьем стиле (contemporânea).

Зарождение и развитие капоэйры

Капоэйра впервые упоминается в письменных источниках 18-го столетия. Но возникло это боевое искусство раньше. Его родиной считают Южную Америку.

Капоэйру придумали чернокожие рабы, привезенные португальцами. Ранее они жили в Конго, Гвинее, Мозамбике и Анголе. Бразильские рабовладельцы с ними очень жестоко обращались, поэтому чернокожие невольники устраивали побеги и прятались в сельве. Там индейские традиции переплелись с африканской культурой и религией.

Беглыми рабами были основаны киломбуши – «вольные города». Местная субкультура повлияла на появление капоэйры. К этому времени уже существовал ритуальный африканский боевой танец нголо, используемый в Анголе для проведения обрядов инициаций. Чернокожие показывали, как с их точки зрения танцуют зебры. Проходили ритуальные бои с участием молодых воинов.

Изначально завезенный в Бразилию африканский танец не был боевым, но он лег в основу искусства капоэйра, которое официально признали и разрешили в начале 30-х годов 20-го века после военного переворота в стране. Через два года состоялось открытие первой официальной школы капоэйры, основанной Местре Бимбой (Мануэлем дус Рейсом Машаду). Этот человек изучал различные школы, занимался систематизацией полученного опыта и улучшением преподавательской техники. Он разработал движения, удары и контрудары с задействованием ног и рук.

Европа близко познакомилась с капоэйрой в середине прошлого века, когда артистическая труппа «Компания Бразилиана» отправилась в тур по Старому Свету. Позже в Европу приехали их последователи «Фуракос Бахья» и «Бразил Тропикал». Некоторых мастеров капоэйры приглашали остаться и продолжить обучение европейцев этому боевому искусству. Во время своих выступлений они показывали сольные номера.

Во второй половине 70-х в Европу приехал Мартино Фиуза, который создал европейскую школу капоэйры. Преподавать это боевое искусство американцам в середине 70-х начал мастер Желон Виэйра, который приехал в Нью-Йорк. В 80-х немцы занимались в школе капоэйры Мауло Сикейры, который популяризировал это боевое искусство в Европе.

Уровень мастерства

В бразильской капоэйра для определения уровня мастерства применяют систему, основанную на поясах и платках, расцветка которых зависит исключительно от школы.

Через несколько лет, при условии, что тренировки были постоянными, можно получить степень опытного ученика. При получении следующей степени вы сможете помогать учителю.       Наивысшими званиями на этой ступени являются «местре-шарангейру» (mestre-xarangeiro) и «контра-местре» (contra-mestre), которые дают право самостоятельно открывать собственные школы, где вы сможете преподавать уроки капоэйра для всех желающих.

Капойэра является маскировкой под танец

Часто можно встретить интересную историю происхождения капоэйры. Якобы рабы решили замаскировать под разрешенный танец свое боевое искусство, чтобы не вызывать гнева хозяев. Версия красивая, но маловероятная. В XIX веке капоэйра мало напоминала современную. Существовавшая тогда тактика, техника боя и стратегия не имели ничего общего с тем арсеналом, которые со временем стали пропагандировать местре Бимба и местре Паштинья. В воспоминаниях путешественников по Бразилии в начале XIX века встречаются описание того «танца войны», именуемого танцем «капуэрой». Это было очень жестокое и кровавое зрелище. Два чернокожих бойца набрасывались друг на друга, пытаясь сильными ударами по телу опрокинуть соперника на землю. Зрелище было тем неприятнее, что бойцы то прыгали из стороны в сторону, то бодались, как бараны. Разве надсмотрщики были столь наивными, чтобы воспринимать такую бойню, как занятия хореографией? Стоит отметить, что употреблялось именно слово «танец», да и такой поединок проходил вполне открыто, при свидетелях. Для белых хозяев эти занятия рабов приемлемыми быть не могли — происходила банальная порча имущества. Так что о массовом явлении говорить не приходится, это было редкое зрелище, как сражения гладиаторов.

Капоэйра: музыка

В этом боевом искусстве, сочетающимся с танцем, есть очень много особенностей. Наиболее интересная часть занятия капоэйра – музыка. Она задает ритм, делает игру более осмысленной. Опытные люди при помощи песен и музыки повествуют поучительную историю, а также отмечают удивительную игру или какой-либо необычный момент в ней. Поэтому в каждой игре обязательно присутствуют такие музыкальные инструменты, как:

  • беримбао – однострунный инструмент, который состоит из тыквы, деревянного лука и металлической струны;
  • пандейру – своеобразный бубен;
  • атабаке – барабан большого размера;
  • агого – маленький колокольчик;
  • реку-реку – палка с вырезами, издающая звук при помощи трения.

Интересные факты о капоэйре во всех ее проявлениях

Под «капоэйрой» индейцы тупи подразумевают «лужайку», «поляну». При этом специальная площадка (татами, ковер, ринг), на которой устраивают соревнования по единоборствам, для проведения турнира по капоэйре не нужна.

Статические стойки не характерны для капоэйры. Это боевое искусство основано на джинге – непрерывном движении. Игроку необходимо передвигаться, уходить от ударов и наносить их сопернику.

Капоэйра состоит из двух основных стилей – реджионала и анголы. Особенностью второго является более медленный танец.

Во время тренировок и выступлений бойцов капоэйры звучит живая музыка. Ее играет оркестр, который называется шарангой (батерией). Солирует однострунный инструмент беримбау. Он имеет вид лука, из которого стреляют.

Чтобы обозначить мастерство капоэйриста, ранее использовались нашейные платки, а сейчас – специальные шнурки, известные как корды. Они привязываются к поясу и показывают уровень участника.

В конце 19-го века власти Бразилии официально запретили капоэйру из-за ее связи с «сопротивлением». Уличные банды и подпольные группировки использовали это боевое искусство как свое оружие. Зато в 2014 году ЮНЕСКО включило капоэйру в мировое культурное наследие.

В 1993 году состоялась премьера первого художественного фильма, посвященного этому боевому искусству. Он получил название «Только сильнейшие». В главной роли зрители увидели Марка Дакаскоса – великолепного гимнаста, который в реальной жизни занимался капоэйрой. Настоящую роду (показательное выступление бойцов) показали лишь в первой и последней сценах картины, причем выглядела она не очень достоверно.

История

На сегодняшний день сформировалось уже довольно много мнений, догадок и гипотез, часто даже противоречивых, дающих ответ на вопрос: «Капоэйра — что это?» Самые первые достоверные сведения были получены еще в начале 17 века. С этого времени в письменных источниках стали постепенно появляться некоторые упоминания о капоэйре.

Примерно в 1500 году, когда в мире было много великих географических открытий, португальцы отправились в Бразилию за запасами золота и бесплатной рабочей силой. К несчастью, с местными жителями они просчитались. Из дикарей совсем никак нельзя было сделать рабов, так как они умирали в плену, сбегали и ужасно работали. Поэтому португальцам пришлось налаживать импорт рабочей силы прямо из Африки. Некоторые источники утверждают, что за всю историю в Бразилию было продано за немалые деньги более 4 миллионов рабов, ранее проживавших в разных племенах, городах и странах.

Рабы с Южного континента были вполне нормальными людьми: они сбегали от собственных хозяев при каждом же удобном случае, неплохо прятались от них в джунглях и массово организовывали сопротивление. Там, где они искали себе новые дома («киломбуш» – свободные поселения), зародилось боевое искусство, получившее название капоэйра. Оно считалось наиболее оптимальным способом противостоять колонистам.

Тогда же мир узнал о первых легендах про героев-капоэйристов, которые обладали невероятной силой, могли превращаться в животных, уходить от быстрых пуль португальцев и отражать любые удары. Символом сопротивления и свободы у сражающихся против рабства был легендарный Зумби ОС Палмарес. Он организовал немало набегов на колонии португальцев, которые были окончены полным фиаско для враждебных войск. Португальцы, выжившие после столкновения с беглыми рабами, всем рассказывали о новом и страшном боевом искусстве, где люди крепко привязывали к ногам острое оружие и махали им на большой скорости так, что противостоять было просто невозможно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: