Чем отличаются чувства человека от эмоций?

Содержание:

В разница между эмоциями и чувствами, дискуссия, которая возникает из-за двух терминов, которые часто путают как в повседневном языке людей, так и в научном языке, поскольку их определения вызывают большую путаницу при различении одного или другого.

Еще в 1991 году психолог Ричард. С. Лазарус предложил теорию, в которую он включил понятие чувства в рамках эмоций.

В этой теории Лазарь рассматривал чувство и эмоцию как два взаимосвязанных понятия, поэтому в своем определении эмоция включает в себя чувство. Таким образом, чувство для Лазаря — это когнитивный или субъективный компонент эмоции, субъективный опыт.

В этой статье я собираюсь сначала объяснить, что такое эмоция, и, вкратце, различные существующие первичные эмоции, а позже я объясню концепцию чувства и различия, которые существуют между ними.

Чем отличаются чувства от эмоций

Чувства в психологии – это эмоции, которые возникают с течением времени. Этот процесс сопровождается размышлением и анализом поведения и реакции окружающих на ситуацию. Новорожденный появляется на свет с уже заложенными четырьмя инстинктивными манерами поведения, и еще не умея говорить, ребенок уже умеет выражать эмоции.

По детским гримасам можно распознать:

  • страх;
  • гнев;
  • радость;
  • удивление.

Переживая период взросления и начиная понимать происходящее, дети учатся распознавать и демонстрировать родителям и окружающим без слов печаль и стыд.

Изучая поведение и реакции на раздражители, специалисты пришли к выводу, что вначале была эмоция или импульс, а потом – чувство, и одно без другого не бывает. Из опытов стало ясно, что бесчувственных людей нет, но есть те, кто не умеет различать собственные ощущения.

Какие функции выполняет общение?

Общение выполняет целый ряд основных функций: — Информационная — — Контактная –

— Побудительная — — Координационная — — Понимания — Амотивная — — Функция установления отношений — — Функция оказания влияния –

25. Назовите и расскройте сущность нвербальных средств общения. К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека – это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше «я», идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.


Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой – близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Понятие и примеры эмоций

Эмоции , психические состояния, которые человек переживает во время значимых для него ситуаций, событий.

Данные процессы происходят в организме постоянно в ответ практически на любые внешние раздражители или внутренние переживания.

Это может быть страх, радость, грусть, обида, раздражение, гнев и т.д. Эмоций существует огромное количество, и все они возникают в ответ на конкретное событие, переживаемое в данный момент времени.

Эмоции зародились еще у животных, как адаптивный механизм. Они помогают приспособиться к ситуации и принять правильное решение.

Например, благодаря страху животное мобилизуется и прилагает усилия для спасения собственной жизни. Так же и человек, руководствуясь своими ощущениями, разрабатывает стратегию поведения, принимает решение.

Например, увидев приближающуюся на большой скорости машину, он не будет тратить время на сопоставление скорости транспортного средства, его тормозного пути, адекватности водителя и т.д. Побуждаемый страхом, он примет сиюминутное решение отбежать в сторону максимально быстро.

Нередко в социальной жизни возникают ситуации, при которых необходимо в настоящий момент времени сориентироваться и определиться с выбором. В таких ситуациях нет времени на раздумья, анализ.

Все, что можно сделать, это воспринять момент, и на основании возникших переживаний принять решение.

Причем подобные сиюминутные решения часто оказываются самыми верными, поскольку основываются на внутреннем ощущении и не искажаются рациональными доводами разума.

Частые ошибки людей , игнорирование эмоций, пренебрежение ими.

Нередко люди и просто не замечают собственное внутреннее состояние, заглушенное привычкой оценивать любую ситуацию исключительно с практической точки зрения.

Например, услышав предложение руки и сердца от состоятельного и успешного молодого человека, девушка может намеренно проигнорировать свои негативные ощущения (грусти, безразличия и т.д.) и дать положительный ответ.

В этом случае она будет руководствоваться исключительно разумом (перспективы благополучной жизни), а не реальными переживаниями.

Эмоции могут быть как реальными, так и воображаемыми. Например, глядя на большие волны, человек может испытать страх. Этот страх будет основан исключительно на внутреннем переживании, что в этих волнах можно утонуть.

Самой яркой эмоцией является состояние аффекта. Аффект , краткое психическое явление, возникающее в критической ситуации и отличающиеся значительной силой проявления.

В состоянии аффекта человек перестает воспринимать все остальные внешние раздражители кроме того, который вызвал данное состояние.

Например, во время стихийного бедствия, нами движет животный страх спастись, выжить. Все остальные потребности отходят на второй план.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Американский психолог Роберт Плутчик установил, что все эмоции и чувства человека проявляются благодаря разным факторам. Он разделил их на 4 вида-состояния, это:

  • ощущение;
  • настроение;
  • страсть;
  • аффект.

В списке ощущение – это чувство или переживаемая эмоция. От нее зависит настроение человека и то, в какую «краску» он окрасит ситуацию. Страсть – это продолжительное чувство, при котором появляется учащенное сердцебиение и дыхание. В таком состоянии человек способен на многое. Аффект – это чувство на пределе, которое длится короткий промежуток времени, но мобилизует мозговую активность человека до максимума.

Между основными лепестками ученый расположил их производные, которые переходят друг в друга. Например, при добавлении возбуждения к трепету получится тревога. А в формуле, где радость нужно сложить с доверием, на выходе получится любовь. Такое колесо помогает людям сопоставить эмоции и ситуации и понять, что получится.

Психология – тонкая наука, которая не всегда может различить грань между эмоцией и чувством. Научившись контролировать себя и не замыкаться на внутренних негативных состояниях, человек сможет улучшить свою жизнь и нормализовать здоровье.



Внешнее проявление

Поскольку классификаций очень много, для изучения их внешнего проявления потребуется продолжительное время. Но для повседневной жизни достаточно знать, как проявляются базовые семь наименований. Это поможет лучше понимать окружающих и позволит скорректировать собственные реакции.

Распознать эмоции зачастую бывает достаточно трудно, поскольку человек редко испытывает одну из них, обычно их возникает сразу несколько.

Например, при появлении страха человек одновременно может испытывать стыд, тревогу, недовольство собой или отчаяние.

Также трудности распознания связаны с тем, что реакции человека не всегда бывают искренними, они часто рассчитаны на окружающую аудиторию.

Только человек способен испытывать огромное количество самых разнообразных психических процессов. Но в современном мире считается неприличным открыто демонстрировать собственные переживания.

Кроме того, открытый человек становится более уязвимым для окружающих. С другой стороны, насильно скрывая проявления эмоциональности, подавляя естественные реакции, можно разрушить психику.

Самое меньшее, что грозит человеку при подавлении естественных реакций, – это депрессия, различные формы неврозов. Также при подавлении естественных реакций страдает эндокринная система организма.

Это приводит к гормональным сбоям и нарушениям в работе щитовидной железы и всех остальных желез организма.

Как следствие – возникновение физических и психических болезней. Поэтому подавлять естественные психические реакции вредно и категорически не рекомендуется.

Однако некоторые люди являются чрезмерно эмоциональными. У них вытеснение происходит медленнее, чем накопление. Как следствие, такой человек быстро раздражается и происходит взрыв эмоций, характеризующийся бурной эмоциональной реакцией.

Надо понимать, что это – эмоциональное реагирование, при котором происходит ослабление волевого контроля поведения. Такое состояние облегчает человеку переход к действию. Явление кратковременное, после которого появляется бессилие, полная апатия, сонливость.

Бороться с излишней эмоциональностью нужно. Рекомендуется использовать для этого физические упражнения, крик в подушку, медитации и дыхательные комплексы.

Классификация чувств в зависимости от сферы

В научном сообществе общепринято деление чувств на:

  • моральные;
  • интеллектуальные;
  • эстетические.

Моральные чувства

Эти чувства люди испытывают друг к другу и к самим себе. Эти чувства обусловлены социальностью человека, его нахождением в обществе. Это:

  • любовь;
  • ненависть;
  • уважение; 
  • симпатия;
  • антипатия;
  • презрение;
  • благодарность;
  • дружба.

Они зависят от нравственных норм, принятых в обществе, а также от взглядов и убеждений конкретного индивида.

Интеллектуальные чувства

К этим чувствам относят душевные переживания, вызванные умственной деятельностью человека. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Это:

  • радость;
  • удовлетворение;
  • умиротворение;
  • досада;
  • разочарование;
  • обида;
  • злость.

Эстетические чувства

Такие чувства люди испытывают, когда получают возможность прикоснуться к прекрасному: созерцают красивый пейзаж или произведение искусства, общаются с талантливыми людьми или участвуют в процессе творчества.

Это:

  • восхищение;
  • восторг;
  • блаженство.

Эта классификация не исчерпывающая, но она позволяет идентифицировать основные эмоциональные переживания.

Радостные настроения (Реакции / Состояния)

Спокойствие Безмятежное, уравновешенное состояние души, отсутствие тревоги, сомнения, волнения, забот
Умиротворение Состояние спокойствия, безмятежности в мыслях и в чувствах, когда всё ясно и понятно и нет нужды в опасениях.
Счастье Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации
Ликование Выражение радости, восторга, счастья по поводу достигнутого успеха, осуществления желаемого в поведении, словах
Удовлетворение Эмоциональная реакция на счастье, душевным ответом на исполненное желание или цель. Чувство удовлетворения обычно возникает и проявляется при достижении крупной цели, и термин обычно ассоциируется именно с такими случаями.
Увлечение Восторженно-приподнятое состояние, воодушевление, пыл
Безопасность Состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях
Самоценность Безусловное принятие себя независимо от внешних факторов и собственных реакций на окружающий мир. Это не то же самое, что самооценка, ведь любое оценивание включает в себя и критику.
Искренность Один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.
Приподнятость Состояние душевного подъёма, приподнятое настроение

Основные характеристики

Одним из способов передачи и восприятия информации является эмоциональная окраска. Мы научили свои смартфоны передавать выражение лица, отправляя в письменном сообщении нужный смайлик. Он помогает выразить то, что мы испытывали или переживали.

Неожиданность, которая провоцирует любопытство, подталкивает к исследованию и изучению нового.
Неприязнь способствует защите от вредного и опасного, сохраняет здоровье. Она связана с инстинктом самосохранения.
Позитивность приносит радость и добро, на уровне сознания улучшает память и развивает эрудицию.
Страх и трусость, которые защищают от опасности, делают реакцию молниеносной.
Ярость и раздражение – это наша самозащита, они сметают препятствия как ураган и ведут к достижению поставленных целей.
Тоска и уныние несут не только серость и апатию

Когда мы грустим, мы становимся ближе с другими людьми, останавливаем бег событий и обращаем внимание на те стороны жизни, которые до этого оставались за пределами.

Если кратко сказать, чем отличаются эмоции от чувств – они не являются приватными. К примеру – семейная ссора, жена обвинила мужа, что он не успевает забрать ребенка из школы. Они говорят на повышенных тонах, в голосе звучит раздражение и досада. Но даже если бы они оба молчали, их лица, тело и глаза выдали бы их. Большинство наших реакций имеют сигналы, которые доступно и легко сообщают окружающим о том, что мы чувствуем. В то время как наши мысли остаются недоступными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Назовите и охарактеризуйте основные виды деятельности человека. Какова их роль в развитии личности?

Физический труд

Физический трудтребует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Как отличить чувства от эмоций

Если вы можете точно описать, почему переживаете, вы – счастливчик. Большое количество людей затрудняется в ситуации, когда необходимо дать оценку собственному самочувствию. Например, гнев, ужас, боль или восторг относятся к эмоциональным состояниям, они проявляются спонтанно, зависят от происходящих событий, повторяются несколько раз в день и быстро утихать. У них может не быть явной причины. 

А зависть, признательность, любовь мы чувствуем. Они осознанны, для них всегда есть психологический мотив. Мы не может прекратить любить или быть признательными в одночасье.

В этой статье я рассказала об эмоциональности и чувственности и описала, какая разница между ними, если вы хотите управлять своими эмоциями и чувствами, записывайтесь на мою личную консультацию.

Почувствуйте разницу

В современной психологии наиболее точное определение, которое «проливает свет» на сущность эмоциональной и чувственной сфер, дает возможность увидеть конкретные различия между ними, дал отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что эмоция носит ситуативный характер, а это значит, что она возникает как оценка конкретной ситуации либо своего поведения в этой ситуации. Чувство же являются стойким эмоциональным отношением к конкретному объекту. Чтобы вы могли лучше понять их определение, проанализируйте приведенные ниже цитаты из художественной литературы.

Как вы уже наверняка поняли, в первом случае речь идет об эмоции: в конкретной ситуации человек ощутил ненависть, которая не «привязана» к конкретному человеку или предмету. Во втором случае человек объясняет глубину своего чувства – любовь к женщине. Исходя из каждой конкретной ситуации, одно и то же понятие может быть как эмоцией, так и чувством.

Например, человек может испытывать страх в ситуации угрозы собственной жизни, но также страх может сопровождать человека по отношению к конкретному человеку или деятельности. В первом случае это эмоция, а во втором – устойчивое чувство.

Эмоции

Эмоциями называются кратковременные переживания человека по отношению к определённому событию. Говоря кратко, это неосознанная моментальная реакция на действие, предмет, человека. Оно носит поверхностный характер, быстро проходит.

Эмоции помогают человеку быстро осознать ситуацию и принять решение. Они могут повлиять на функционирование организма. Например, когда человек испытывает испуг, у него резко ускоряется сердцебиение, потеют ладони, перехватывает дыхание.

Отличие чувств от ощущений состоит в том, что эмоции носят универсальный характер, то есть одинаковы для всех жителей планеты. Выражение эмоций сопровождается схожей мимикой и ощущениями организма у представителей любых национальностей. При этом способностью скрывать своё эмоциональное состояние обладает только один процент населения Земли.

Рис. 3. Проявление разных эмоций.

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Соотношение понятий

Не подлежит сомнению тот факт, что любые переживания – схожие понятия. Вопрос заключается в том, насколько они связаны и как. На протяжении долгого времени психологи и исследователи пытались разобраться в теме. В наше время бытует мнение, что связь между ними неслучайна. Эмоции – простые явления, в то время как чувства считаются сложными психологическими конструкциями. Эмоции – это первичные реакции, и они в совокупности становятся основой для возникновения чувств.

Приобретенные чувства человека основываются на его былом эмоциональном опыте. Именно поэтому их называют вторичными реакциями

Это важное различие между чувствами и эмоциями, которое дает понять их природу. Несмотря на многие отличия, существует значительное сходство между этими двумя понятиями

Вот некоторые примеры, которые вводят людей в заблуждение и заставляют путать чувства и эмоции:

  • Субъективность обоих понятий. И те и другие являются индивидуальными личностными переживаниями. В зависимости от отношения к объекту реакции человека варьируются. Все люди разные, поэтому их ощущения – субъективны.
  • Способы их проявления. И те и другие бывают как положительные, так и отрицательные. Оба вида ощущений несут в себе энергию любого вида, которая проявляется в мимике, жестикуляции, словесном выражении или других способах.
  • Возможность взаимной замены. Факт, что и те и другие могут обозначаться одним названием, запутывает. Часто люди используют выражение «чувство стыда», к примеру, подразумевая при этом эмоцию.

Несмотря на родственность психологических величин, они не равносильны

Чтобы это прояснить, важно понять, в чем разница между чувствами и эмоциями

Различия между эмоциями и чувствами

Несмотря на сходство двух понятий, можно выделяется ряд существенных различий.

  • Продолжительность переживания. Главное, чем отличаются чувства от эмоций, — длительность. Чувство может формироваться годами, эмоция же возникает спонтанно.
  • Эмоции носят врождённый характер, а чувства вырабатываются в процессе жизни.
  • Разница между чувствами и эмоциями состоит в том, что последние поддаются контролю. Например, можно освоить дыхательные упражнения, заняться самовнушением или отстраниться от ситуации.

Что мы узнали?

Изучаемые в 6 классе чувства и эмоции — это понятия разные. Главное отличие — длительность переживания, отсутствие возможности контроля со стороны человека (эмоции), приобретённый характер (чувства).

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Медитативное упражнение для понимания эмоций

К психологам обращаются люди, которые не могут сопоставить мысли и чувства, ощущая из-за этого дискомфорт. Сбои в понимании и принятии собственных эмоций происходят по ряду причин, связанных с детством, подростковым возрастом или взрослой жизнью. Например, мягкий человек, попадая на руководящую должность, чтобы продержаться и управлять коллективом, должен преодолеть жалость или страх перед непониманием сотрудников.

Чтобы вспомнить, как это – ощущать мир «по детски» и различать эмоции – специалисты рекомендуют ряд медитативных практик, позволяющих услышать себя. Психологи утверждают: если на простой вопрос о том, что сейчас ощущает клиент, он не может ответить, – время упражнения пришло. Восточная практика позволять понять ощущения через физические реакции организма.

Для начала практики рекомендуется сесть в удобную позу и закрыть глаза. После этого требуется успокоить разум и почувствовать то, что происходит в теле. Чтобы настроиться на работу, человеку нужно ощутить себя здесь и сейчас. Мысленно анализируется положение организма в пространстве и степень комфорта в сейчас.

Находясь в расслабленном состоянии, прислушиваются к собственному дыханию. Отмечают про себя степень расслабленности и то, приятно и спокойно ли дышится с закрытыми глазами. Внутренним взглядом проводят анализ всех участков тела и выявляют, откуда идут ощущение тревоги или дискомфорта.

В первую очередь обращают внимание на голову и горло. Сконцентрировавшись на речевом аппарате и шее, несколько минут слушают сигналы, исходящие оттуда

После чего описывают чувства словами или записывают, не открывая глаза. Нужно выявить самые слабые толчки и вибрации. Слова «нормально» или «привычно» использовать нельзя, потому что они являются защитной реакцией подсознания, не разрешающей анализировать.

На втором этапе опускаются ниже, в район грудной клетки и сердца. Внутренним взглядом проводят анализ ощущений там. Полученные ответы и реакции записывают или проговаривают вслух, как и при анализе горла.

В груди может быть чувство пустоты или наполненности, легкости или тяжести. При анализе ощущают давление, скованность или расслабленность, комфорт и спокойствие.

На следующем этапе, не открывая глаз, перемещаются в область солнечного сплетения и живота. Проговорив или записав «показания тела», нужно выбрать из всего прочувствованного то, что повторялось чаще всех. После нужно проанализировать, с чем связано повторяющееся ощущение. Хорошо, если случаи будут подсознательно всплывать в памяти. Это означает, что человек настроился на правильную волну.

Добро пожаловать!

Приветствуем тебя, путник глобальной сети!

На нашем сайте ты найдёшь много полезной информации, которая поможет тебе в саморазвитии и познании мира! Мы постарались собрать для тебя самые лучшие фильмы и аудиокниги, способствующие преображению общества к справедливости и добронравию.

Структура сайта, построенная на тегах, упрощает поиск по разным темам

МИРОВОЗЗРЕНИЕТРЕЗВОСТЬ СЫРОЕДЕНИЕПСИХОЛОГИЯНРАВСТВЕННОСТЬ ЛЮБОВЬСМИГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕЗОЖ НАУКАОБРАЗОВАНИЕРЕЛИГИИ

Если не знаете, с чего начать, рекомендуем посмотреть КЛЮЧИ К РАЗУМЕНИЮ
Большой список лучших фильмов, меняющих сознание ЗДЕСЬ
Фильмы и видеоролики студии КОБ-Медиа смотрите НАШИ ВИДЕО
Также мы составили подборку фильмов на тему для демонстрации на небольшие аудитории с последующим обсуждением СЕКРЕТЫ МАНИПУЛЯЦИИ
Не знаете, с каких книг лучше начать изучать КОБ? ВАМ СЮДА
Ознакомиться с проектом, над которым мы сейчас работаем вы можете ЗДЕСЬ
Рекомендуем так же освоить новый метод самообразования при помощи СХЕМАТИЗАЦИИ

Что такое КОБ?

  • https://experimental-psychic.ru/ehmocii-chuvstva/
  • https://nauka.club/psixologiya/emocii-i-chuvstva-v-chem-raznica.html
  • https://samopoznanie.ru/news/22604/
  • https://dom-isemya.ru/semya/psihologiya-lichnosti/v-chem-raznica-mezhdu-chuvstvami-i-jemocijami/
  • https://kobmedia.ru/

Функции эмоциональной сферы

Чувства и эмоции являются психическими процессами, которые отражают личную значимость объектов и событий внешней и внутренней жизни человека. Другими словами, через чувственные и эмоциональные переживания мы оцениваем значимость предметов и явлений для нас и нашей жизни в целом. Искренние чувства и эмоции помогают установлению контакта между людьми: люди, объединенные одинаковым настроем, лучше понимают друг друга. А интонации, жесты, мимика, то есть выражающие эмоции, телесные проявления, способствуют более качественной передаче информации и могут воздействовать на эмоциональную сферу других людей, изменяя их настрой и поведение.
Приведем пример: выступая перед большой аудиторией, мы можем испытать разные чувства. Если наши действия привели к положительным переживаниям, например, к радости от похвалы и внимания или гордости за свое выступление, мы будем стремиться повторить этот опыт и выступать чаще. Если же опыт был неудачным, и мы испытали страх или огорчение от неудачи, мы будем стараться избегать подобных ситуаций, как опасных для нас и нашей самооценки. Таким образом, эмоциональная сфера является регулятором поведения человека и защищает его от нежелательной или даже опасной деятельности.Подытожим основные функции:

    1. Оценочная функция — оценка значимости событий, предметов, ситуаций;
    2. Регуляторная функция — регуляция поведения:
      • Защитная функция — предотвращение опасности;
      • Мотивирующая функция — стимул к поиску удовлетворения потребностей;
    3. Сигнальная функция — сообщение о том, что потребность удовлетворена;
    4. Коммуникативная функция — способствует общению людей друг с другом.

Чем эмоции отличаются от чувств?

Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию. Например, найденная на дороге банкнота

Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).

Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.

Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний. И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний. Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.

одновременно разнонаправленные чувства и эмоции

Возрастные этапы развития

Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое

В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
1,5–2 г

Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Адаптация ребенка в коллективе

Как отличить чувства от эмоций

Если вы можете точно описать, почему переживаете, вы – счастливчик. Большое количество людей затрудняется в ситуации, когда необходимо дать оценку собственному самочувствию. Например, гнев, ужас, боль или восторг относятся к эмоциональным состояниям, они проявляются спонтанно, зависят от происходящих событий, повторяются несколько раз в день и быстро утихать. У них может не быть явной причины. 

А зависть, признательность, любовь мы чувствуем. Они осознанны, для них всегда есть психологический мотив. Мы не может прекратить любить или быть признательными в одночасье.

В этой статье я рассказала об эмоциональности и чувственности и описала, какая разница между ними, если вы хотите управлять своими эмоциями и чувствами, записывайтесь на мою личную консультацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FRAGRANCE
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: